Файл: Нотариат в РФ (Глава 1. Общая характеристика нотариата).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. История развития нотариальной деятельности в РФ
1.2. Понятие и функции нотариата в РФ
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые в Российской Федерации
2.2. Порядок совершения и ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата в РФ
3.1. Проблемы реформирования российского нотариата
Такая позиция может негативным образом сказаться на уровне профессиональных требований для получения должности нотариуса, а нотариусы, уже допущенные к осуществлению нотариальной деятельности, не будут заинтересованы в совершенствовании профессиональной подготовки, что приведет к постепенному перемещению наиболее квалифицированных специалистов в области нотариата в смежные юридические отрасли.
Действующее законодательство предоставляет нотариусам право осуществлять защиту гражданских прав. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. [5,18]
В ряде норм Гражданского Кодекса Российской Федерации имеется прямое указание на возможность защиты нарушенного права посредством совершения нотариусом исполнительной надписи, которая представляет собой «распоряжение нотариуса о взыскании с должника в пользу кредитора денежных сумм или имущества...». К примеру, в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества. Наряду с этим Гражданский кодекс предусматривает, что взыскание с арендатора по договору проката задолженности по арендной плате производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса.
Таким образом, ГК РФ признает в отдельных случаях то, что защита прав участников гражданского оборота может производиться нотариусом, в том числе путем исполнительной надписи. Это дает возможность поставить вопрос о необходимости расширения рамок защиты гражданских прав и предусмотреть наряду с судебным и административным порядком защиты защиту гражданских прав нотариусом. Следует еще раз отметить, что нотариус действует от имени государства. [24]
Анализируя работы авторов в области нотариата, в таком случае, на наш взгляд, в целях устранения неопределенности в действующем законодательстве, а также дальнейшего развития института нотариальной защиты гражданских прав, необходимо предусмотреть в действующем ГК РФ внесение изменений по вопросу защиты гражданских прав нотариусом. [2]
Еще одним важным, на наш взгляд, моментом в развитии нотариата в РФ, является вопрос сущности исполнительной надписи нотариуса в судебной практике. Решениями одних судов исполнительная надпись нотариуса не признается в качестве исполнительного документа, в других случаях исполнительная надпись нотариуса относится к числу исполнительных документов, на которые распространяются нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве». Подобная противоречивая ситуация связана с неопределенностью действующего законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают право нотариуса совершать исполнительные надписи. Однако не способствуют устранению неопределенности в вопросе о правовой природе исполнительной надписи положения Федерального закона «Об исполнительном производстве», которые не предусматривают исполнительную надпись нотариуса в перечне исполнительных документов.
Таким образом, несмотря на отсутствие в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» упоминания об исполнительной надписи нотариуса в качестве исполнительного документа, анализ законодательства позволяет утверждать, что исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом и способна защищать субъективные права граждан и юридических лиц. [29, 31]
На наш взгляд, для внесения ясности в правовую природу нотариальных понятий, необходимо серьезно подойти к реформированию данной отрасли (путем ли внесения изменений, или созданием принципиально новых актов), ведь только на конкретных примерах, указанных в нашей работе, мы можем видеть, что нестыковки есть, и их нужно на законодательном уровне устранять, чтобы получить в итоге структурированную и четкую нотариальную систему в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение нашей работы резюмируем основные выявленные нами положения. В результате изучения материала мы выявили, что нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Уникальность и полезность института нотариата заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правозащитные функции в обществе, контролировать законность и правомерность юридических действий субъектов гражданского общества без каких-либо затрат со стороны государства. Кроме того, современный российский нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правозащитные и правоохранительные, но и судебные и налоговые функции.
Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариат принято относить к органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В системе таких органов нотариат наиболее тесно связан с судом, поскольку выполняет схожие с обязанностями суда задачи: охрану и защиту прав граждан и юридических лиц. Главное различие между судом и нотариатом состоит в том, что суды, в основном, разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют соревновательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, на основании доказательств. Нотариальные действия совершаются нотариусом единолично, в его деятельности отсутствует публичность.
Принятые 11 февраля 1993 года Основы законодательства РФ о нотариате сыграли существенную роль в становлении нотариата в условиях рыночной экономики. За четырнадцать лет их действия удалось повысить профессиональный уровень нотариусов, обеспечить доступность нотариальных услуг для населения.
В настоящее время складывается ситуация, когда многообразие действующих нормативных актов, встречающееся порой их несоответствие друг другу порождает множество вопросов при совершении нотариусами отдельных нотариальных действий. Для оказания помощи нотариусам представляется целесообразной на основе обобщения судебной и нотариальной практики разработка рекомендаций нотариусам по совершению нотариальных действий.
И, в завершение, отметим тот факт, что сегодня можно сказать, что нотариат занял свое место в системе учреждений юстиции, осуществляющих правозащитные функции. Являясь публично-правовым институтом и, совершая предусмотренные законом нотариальные действия, нотариусы в полной мере гарантируют доказательную силу и публичное признание оформленных ими документов. Однако анализ ситуации в государственном нотариате показал, что законодательство о нотариате должно быть усовершенствовано. Как поступит законодательство РФ – примет новый закон или внесет изменения в действующий, на данный момент неизвестно. Но тот факт, что реформирование – необходимый шаг на пути к совершенствованию системы, умалять не стоит.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст.4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
- Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. - № 10. (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.).
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»//Российская газета. - 12.03.2004. - № 50.
2. Список использованной литературы
Беньягуев Г.И. Нотариат как часть судебной системы//Нотариус. - 2006. - № 4. – С. 42-44.
Богданова Е.Е. Защита гражданских прав нотариусом // Нотариус. – 2006. - № 1. – С. 19.
Вергасова Р.И. Нотариат в России. – М.: Юристъ, 2005. – 363 с.
Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – М.: Юрайт. - 2000. – 464 с.
Герасимов В.В. Потенциал нотариата не востребован//Российская юстиция. - 2000. - № 1. – С. 31-32.
Основы нотариальной деятельности: Учебное пособие / Глущенко П. П., Седов А. М. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., - 1999. - 365 с.
Григорьева Л. Министерство юстиции готовится внести изменения в Основы законодательства о нотариате//Адвокат, - 2005. - № 10. – С. 41-42.
Дегтярев С.Л. Взаимоотношение судебной власти с органами нотариата//Нотариус. - 2006. - № 5. – С. 12.
Жан-Доминик Матья Нотариусы, журналисты и личная реклама. - Екб.: Издательство АМБ. - 2003. – С. 187-190.
Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия//Российская юстиция. - 1998. - №7. – С. 17-21.
Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. – М.: Издательство БЕК. -2000. - Т.1. – 640 с.
Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. – М.: Издательство БЕК. -2000. - Т.2. – 616 с.
Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в Российской Федерации//Нотариус. - 2002. - № 2. – С. 41-43.
Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата//Российская юстиция. - 2001. - № 7. – С. 37-38.
Клячин Е.Н. О работе нотариусов, составляющей мирную альтернативу правосудию (интервью)//Законодательство. - 2003. - № 10. – С. 2-7.
Корсик К.А. Позитивный потенциал российского нотариата // ЭЖ-Юрист. - 2004. - № 50. - С. 16.
Лаурини Д. Нотариат в третьем тысячелетии//Российская юстиция. - 2002. - № 11. – С. 22-24.
Лашкул М. Nota Bene//Российская газета. – 1993. - № 49. – С. 4.
Лесницкая Л.Ф. Исполнительная надпись нотариуса // Комментарий судебной практики. - Вып. 6. - М.: Юрид. Лит. - 2000. – С. 136-142.
Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. - 2-е изд. – М.: Волтерс Клувер. - 2005. – 272 с.
Монтеро Р. Судьи, поддерживающие юридический мир//Экономика и жизнь. – 1996. - №49. – 26 с.
Москаленко И.В. Основные особенности правового статуса российского нотариата//Нотариус. - 2006. - № 2. – С.22.
Нотариальное право России/Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер.- 2003. – 408 с.
Пиепу Ж.Ф., Ягр Ж. Нотариат во Франции и в мире//Нотариус. - 2005. - № 6. – С. 30-34.
Полтавская Н.А. Нотариат: курс лекций (Библиотека НИУ ВШЭ). – М.: Омега-Л. - 2004. – 365 с.
Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате/Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк.- 1999. - 390 с.
Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА. - 1999. – 290 с.
Селянин А.В. Нотариат. – СПб.: 2005. - 272 с.
Сучкова Н. Правовое обеспечение деятельности нотариата//Российская юстиция. - 1996. - № 6. – С. 32.
Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов//Журнал российского права. - 2001. - № 5. – С. 3-12.
Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации//Нотариус. - 2005. - № 5. – С. 7-13.
Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат//Российская юстиция. - 1999. - № 11. – С. 33.
Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия//Законодательство. – 2002. - № 11. – С. 17-22.
Ягр Ж., Пиепу Ж.-Ф. Профессиональное нотариальное право: Пер. с фр. – М.: Юристъ. - 2001. – 224 с.
Ярик А. К вопросу о превентивном правосудии в деятельности российского нотариата//Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 6. – С. 47-48.
Ярков В.В. Гражданский процесс: Учебник для студентов высших юридических учебных заведений. – М.: Статут. - 2005. – 306 с.
Ярков В.В. Будущее системы гражданской юрисдикции: попытка прогноза//Правоведение. - 2001. - № 1. – С. 167-185.
Приложение 1
Задачи Российского нотариата |
||
Общие |
Непосредственные |
Дополнительные |
1. Обеспечение охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц при приобретении (отчуждении) ими имущества; |
1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами (перечень действий указан в «Основах законодательства о нотариате в РФ») |
1.Обеспечение доступности в получении государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота; |
2.Установление бесспорных юридических фактов; |
2. Повышение правового уровня и культуры граждан и создание реальных предпосылок для придания России статуса правового государства; |
|
3. Исключение наступления у участников гражданского оборота и собственников имущества негативных последствий вследствие несоблюдения установленных законом требований. |
3. Создание условий для реализации правовой, экономической и иных реформ, проводимых в настоящее время в России; |
|
4. Создание условий для придания РФ статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных инвесторов; |
||
5.Повышение международного статуса России и содействие вступлению России в качестве равноправного участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств России. |