Файл: Статус нотариуса (Глава 1. Общие положения о нотариате в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, действующий с изменениями и дополнениями на 09 февраля 2009 года , также уделяет внимание нотариальному процессу. Так, ст.ст. 262 и 310-312 предусматривают возможность защиты прав и законных интересов граждан и организаций по заявлениям о совершенных нотариальных действиям или в отказе в их совершении в порядке особого производства.

К иным источникам нотариального права кодифицированного характера следует также отнести Налоговый кодекс РФ (часть первую) и Семейный кодекс России.

Среди нормативных актов, направленных на регулирование организационных основ нотариата и нотариального процесса, отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Специальную организующую роль имеют также ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств России).

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования нотариальной деятельности необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в России судебная практика доктриной не признается источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются подобными правовыми актами для разбирательства дел.

Действительно, при оценке роли судебной практики в правовом регулировании следует, безусловно, учитывать реалии современной жизни. Очевидно, что суды при рассмотрении соответствующих категорий гражданских дел будут считать для себя обязательными акты толкования и систематизации судебной практики вышестоящих судов и, более того, делать на них ссылки в мотивировочной части решения. В этой связи, следует согласиться с высказыванием Е.Ю. Казановой о том, что «судебный прецедент, аккумулируя опыт судебной практики, не только оказывает формирующее влияние на развитие права и стимулирует принятие законов, но и представляет собой форму закрепления правил (в виде «рекомендаций», постановлений пленумов) для правоприменительных органов, несоблюдение которых влечет отмену принимаемых ими решений».


Таким образом, отдельные руководящие разъяснения высших судебных органов могут быть фактически причислены к источникам правового регулирования нотариальной деятельности. К таковым можно, в частности, отнести письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. № С4-7/ОП-84 «О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами».

Отдельно необходимо остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ. В качестве примера можно выделить определение Конституционного суда РФ от 04.03.1999 г. № 36-О «О проверке конституционности части четвертой статьи 22 основ законодательства Российской Федерации о нотариате по запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга».

Необходимо отметить, что акты Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежат, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

Нельзя не упомянуть и международных актов, являющихся, как известно, неотъемлемой частью российского законодательства. К важнейшим нормативным актам международного характера, регулирующим нотариальную деятельность, необходимо отнести: Конвенцию о защите прав человека и основных прав (заключенную в Риме 04.11.1950 г.), Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов (заключенную в Гааге 05.10.1961 г.) , Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключенную в Минске 22.01.1993 г.) и др. документы.

Таким образом, правовое регулирование нотариальной деятельности характеризуется значительным многообразием. При этом существующая система правоотношений находится в постоянном движении, что проявляется в новых тенденциях, связанных с возрастанием роли судебной практики, а также необходимостью проведения систематизирующих и кодификационных работ в рамках дальнейшего совершенствования нормативной базы нотариальной деятельности.

В рамках сказанного необходимо отметить, в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации разработана концепция законопроекта «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает переход к более активной модели нотариата, не ограничивающейся возложением на нотариусов только удостоверительных функций.

Законопроектом предлагается в интересах граждан и иных участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объеме. В связи с этим предполагается:


- введение ряда новых нотариальных действий, связанных с возложением на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц и т.д.);

- расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом;

- законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания данных нотариально оформленных документов).

Будут ли урегулированы указанные вопросы, и в какой формулировке они будут включены в действующее законодательство, сказать сложно. Тем не менее, ввиду важности исследования перспектив развития нотариата и нотариальной деятельности, третью главу настоящей работы предполагается уделить перечисленным нововведениям и тем проблемам, которые пока не попали в поле зрения законодателя.

Нотариат Российской Федерации является одним из ключевых правовых институтов, стоящих на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее – Основы), нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий. Конституционные гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи реализуются путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации. [2]

Задачей нотариата, в отличие, например, от суда, органов следствия и прокуратуры, является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц и оказание квалифицированной юридической помощи, основанные на критерии бесспорности. Нотариальная деятельность способствует предупреждению возможных споров, как правило, уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, снижая тем самым количество возможных гражданско-правовых споров. Нотариат, как отмечает В.К. Ботнев, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в судах, так как нотариальные акты имеют особую доказательственную силу и, как правило, более достоверны, поскольку отражают действительную волю сторон.


Существующее российское законодательство о нотариате не содержит такого нотариального действия, как «оказание квалифицированной юридической помощи». Вместе с тем можно сказать, что нотариальная деятельность независимо от любого конкретного нотариального действия направлена на оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, обращающимся к нотариусу за совершением нотариального действия, на защиту их прав и законных интересов.

Оказание квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц, а также для беспрепятственной и эффективной реализации субъектами своих прав и обязанностей.

Вместе с тем на практике зачастую складывается ситуация, когда право лица не нарушается и не оспаривается, однако существуют некоторые обстоятельства, препятствующие полноценной, самостоятельной реализации права субъектом. Например, гражданин, не имеющий возможности лично передать заявление, содержащее юридически значимые сведения, адресату, имеет право обратиться к нотариусу за совершением нотариального действия по передаче заявления. Приобретения, изменения или прекращения субъективных прав в данном случае не происходит, однако квалифицированная юридическая помощь в реализации субъективного права будет нотариусом оказана.

Очевидно, что объектом нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи являются общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами их прав, свобод и законных интересов. То есть объектом является область общественных отношений, на которую распространяются правовые последствия действий нотариусов и других лиц, наделенных правом совершения нотариальных действий и оказания при этом квалифицированной юридической помощи.

Оказываемая нотариусами квалифицированная юридическая помощь имеет признаки, позволяющие отграничить ее от тех видов юридической помощи, которые оказываются государственными и негосударственными органами. По своему характеру оказываемая помощь со стороны нотариата должна быть юридической, т.е. должна прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного человека и гражданина, связанные с совершением конкретного юридического действия. Так, например, если человек обращается к нотариусу за совершением нотариального действия по удостоверению сделки, а из анализа представленных им документов видно, что они не дают права на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав, а регламентируют лишь морально-этические претензии контрагентов друг к другу, то в этом случае совершение нотариального действия невозможно из-за того, что документы не имеют правового характера.


Перед нотариатом не стоит задача охватить своим участием все случаи нуждаемости граждан в совете правового характера.

Содержание правовой помощи, оказываемой нотариусом, должно строго укладываться в рамки предоставленных ему законом полномочий по совершению нотариальных действий. Например, нотариус не вправе консультировать граждан в вопросах защиты их прав в судебных инстанциях. Это, однако, не означает, что он, выявив при обращении к нему определенного лица наличие спора о материальном праве, не должен разъяснить ему невозможность совершения в данном случае нотариального действия. Нотариус должен посоветовать обратиться в суд за защитой оспариваемого или нарушенного права. Таким образом, нотариат занимает свою, определенную законом нишу в сфере оказания юридической помощи и не вправе вторгаться в компетенцию иных органов и институтов.

С рассмотренным признаком тесно связан следующий признак квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариатом, - бесспорный характер правоотношений, на которые распространяется «юрисдикция» нотариата. Кроме того, нотариусы не разрешают споры о праве материальном - это прерогатива судов.

Третий признак оказываемой нотариатом юридической помощи - ее квалифицированный характер. Понимание «квалифицированности» оказываемой нотариатом юридической помощи включает в себя два аспекта.

Во-первых, эта помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе. Признак профессионализма деятельности, как отмечает В.К. Ботнев, означает: осуществление деятельности по принятым методикам, соблюдение требований к ее процессу и результатам, возмездность деятельности, влияние субъекта на осуществляемую им работу.

Профессионализм нотариальной деятельности обеспечивается строгими требованиями к кандидату на должность нотариуса: он должен иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, успешно сдать квалификационный экзамен и иметь лицензию на право осуществления нотариальной деятельности.

Данные требования оправданны, поскольку относительно нотариусов действует презумпция абсолютного знания законодательства: нотариус не имеет права отказать в совершении нотариального действия по причине недостатка знаний, необходимых для его совершения. Каким бы сложным ни было, например, содержание сделки, за удостоверением которой обратились к нотариусу ее стороны, он обязан разъяснить им смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.