Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Глава 1. Теоретический аспект промышленной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Не умаляя значения ни одной из сфер народного хозяйства, следует признать, что экономическая мощь любой страны современного мира определяется, прежде всего, ее промышленным потенциалом.

От него в наибольшей степени зависят и политический вес страны в мировом сообществе, и благосостояние населяющих ее граждан. Поэтому одной из функций государственного регулирования выступает поддержка промышленного производства, его рациональной структуры. Реализуется это через промышленную политику.

Промышленная политика представляет комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях национальной экономической системы, направленной на поддержание и рост национальной промышленности.

На протяжении всего XX века Россия переживала многочисленные реформы. В начале нового тысячелетия она, по-прежнему, несмотря на усталость, испытывает острую потребность в продолжении реформирования. Промышленность, развивавшаяся по сценарию страны, бывшей "осажденной крепостью" и вынужденной обеспечивать себя всем необходимым с опорой только на собственные силы, после снятия "железного занавеса" оказалась неадекватной мировой конъюнктуре и не способной на равных конкурировать с производителями большинства видов продукции, создавшими за последние десятилетия глобальную сеть сверхмощных транснациональных корпораций. Перед Россией стоит проблема поиска и завоевания своего места в мировой экономической системе, а вместе с этим и определение, какой должна быть проводимая государством промышленная политика.

Предмет исследования – промышленная политика. Объект исследования – опыт формирования промышленной политики разных стран.

Цель данной работы – изучить опыт промышленной политики разных стран. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность понятия промышленная политика

2. Определить цели и принципы промышленной политики

3. Изучить промышленную политику США

4. Проанализировать промышленную политику стран Европейского союза

5. Рассмотреть промышленную политику России

6. Выявить перспективы и тенденции промышленной политики

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Теоретический аспект промышленной политики

1.1 Сущность понятия промышленная политика

В условиях современного мира промышленность по-прежнему остается материальным основанием благосостояния общества.

В условиях современного мира, который приобретает черты информационной эпохи, материальное производство, промышленность по-прежнему продолжают оставаться базисом, материальным основанием благосостояния общества. Промышленность непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей экономики.

Поэтому как следствие актуализируется термин «промышленная политика», который в экономической литературе имеет большое количество определений. Традиционная промышленная политика подразумевает вмешательство государства в экономику для изменения ее структуры. Успех подобных действий определяется тем, какие именно инструменты использует государство для реализации изменений.[1]

Промышленная политика - это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной качественной продукции, повышение производительности труда, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Термин «промышленная политика» пришел в Россию в начале 90-х гг. для обозначения регулирующей роли государства в промышленно-технологическом развитии страны. В эпоху административно-плановой экономики в СССР потребность в таком термине не существовала, так как вся система хозяйствования по сути означала промышленную политику. Вся стратегия хозяйственного развития отраслей и межотраслевых комплексов определялась централизованно из единого экономического центра

Формирование промышленной политики возможно как в условиях либеральной (минимальное влияние государства на экономику, свободные рыночные отношения), так и дирижистской (активное участие государства в экономике страны как регулятора и реформатора, государственного предпринимателя и инвестора) модели[2].


Основой «новой промышленной политики», пришедшей на смену традиционной промышленной политики, стало повышение национальной конкурентоспособности.

Содержание промышленной политики может быть представлено через три составляющие экономической политики в целом. Отраслевая составляющая определяет границы промышленной политики.

Функциональная составляющая формирует содержание промышленной политики, которое определяется технологией применения инструментов и представляет собой характеристику всех тех действий, которые использует государство для создания рамочных условий в промышленности и смежных сферах.

Стратегическая составляющая выступает основой долгосрочности промышленной политики. Важнейшими факторами успеха промышленной политики являются структурные преобразования.

Существование национальных моделей промышленной политики, при реализации которых используются различные инструменты, определило различные ее виды.

Чаще всего в литературе рассматриваются следующие виды промышленной политики:[3]

1.По стратегии развития: экспорто-ориентированная и импортозамещающая.

2.По степени государственного воздействия: жесткая (преобладает прямое регулирование) и мягкая (преобладает косвенное регулирование).

3.По объекту воздействия: «вертикальная» (селективная, избирательная) и «горизонтальная» (общесистемная).

4. По длительности воздействия: среднесрочная и долгосрочная.

5.По территориальному охвату: республиканская (федеральная), региональная, районная.

6.По превалирующему функциональному направлению: научно-техническая, инновационная, инвестиционная, амортизационная и др.

7. По роли в изменении структуры промышленности: активная и пассивная.

Как показывает мировой опыт, успешность проведения промышленной политики определяется продуманным механизмом ее реализации, который, как и само понятие, претерпел значительные изменения.[4]

От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики.


В то же время в число целей промышленной политики может входить долгосрочный экономический рост, увеличение притока инвестиций в производство и т.п. Поэтому государство, проводя промышленную политику, учитывает соответствующие макроэкономические факторы, и наоборот.

1.2 Цели и принципы промышленной политики

Промышленная политика часто преследует множество целей, включая занятость в краткосрочной перспективе, рост выпуска продукции, более равномерное распределение доходов, более равное распределение экономической активности по регионам страны и увеличение технологических мощностей.

Существуют также неэкономические цели: национальная гордость и престиж, а также ощущаемая необходимость по развитию «стратегических» отраслей национальной экономики.

Основной целью промышленной политики страны является структурная трансформация и технологическая модернизация экономики, т. е. создание благоприятных условий для развития промышленного комплекса в целом и активизация деятельности отраслей и промышленных предприятий, в частности.

К стратегическим целям промышленной политики относятся:

– повышение эффективности и стабильный рост;

– выход на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности;

– улучшение качества жизни населения.

Среднесрочные и тактические цели промышленной политики предполагают развитие промышленных предприятий, развитие научного сектора экономики и др.

Текущими целями являются: развитие ресурсосберегающих технологий, наукоемкой промышленности; поддержка отечественного малого, среднего и крупного предпринимательства; стимулирование интеграции и диверсификации предприятий; обеспечение правовой базы рыночной системы.

В работе Г. Б. Коровина цели промышленной политики определены в соответствии с этапами ее развития на примере развитых стран.

Первая волна (1940–1970 гг.) – период индустриализации и структурных изменений. Целью промышленной политики данного периода является создание рынков, структурные изменения и диверсификация. Стратегические направления промышленной политики связаны с импортозамещением и экспортной ориентацией, развитием отдельных секторов экономики, постепенным ростом уровня конкуренции[5].

Вторая волна (1970–1990 гг.) – период стабилизации и либерализации. Цель промышленной политики – специализация и модернизация под воздействием рыночных сил. Стратегические направления промышленной политики заключаются в отказе от секторальной поддержки, характеризуются горизонтальной промышленной политикой, развитием конкуренции, привлечением прямых иностранных инвестиций.


Третья волна (2000-е гг.) – период доминирования глобальной экономики знаний.

Целью промышленной политики становятся инновации, повышение производительности. Стратегические направления промышленной политики: усиление национальной конкурентоспособности, улучшение деловой среды, стратегическое управление прямыми иностранными инвестициями.

Четвертая полна (2010-е гг.) – доминирует экономика обучения и инноваций. Цель промышленной политики – развитие индустриальных экосистем. Стратегическими направлениями промышленной политики становится создание стоимости в глобальных производственных сетях, делается акцент на компетенциях и способностях[6].

Среди новых подходов к реализации промышленной политики выделяют следующие наиболее значимые:

1. Системный подход предполагает реализацию системы экономических, правовых, организационных и других мер, которые способствуют созданию конкурентоспособного промышленного комплекса. Промышленная политика должна учитывать не только согласованность всех ее внутренних компонентов, но и полагаться на взаимосвязь с другими видами политики (региональная, внешнеэкономическая, социальная, экологическая и т. д.).

Системный подход в промышленной политике предполагает, что государство должно: осуществлять поддержку конкретных экономических субъектов, определять приоритеты для реализации промышленного потенциала, формулировать приоритеты структурных реформ и др.

2. Программно-проектный подход предполагает реализацию приоритетных промышленных проектов. Проект выступает инструментом реализации промышленной политики, соединяющий административные, финансовые, структурные, технологические и рыночные ресурсы. Особенностями данного подхода является то, что основная цель – конечный результат, а не процесс; происходит разбиение на этапы, определение ответственных лиц, распределение ресурсов.

3. Кластерный подход не является абсолютной новацией, но последние десятилетия становится инструментом промышленной политики, в первую очередь, позволяя реализовать роль частного сектора, государства, исследовательских и образовательных учреждений с точки зрения их участия в инновационном процессе. Промышленный кластер представляет собой действующую в определенной сфере группу географически соседствующих, взаимосвязанных, конкурирующих и взаимодополняющих друг друга компаний, что усиливает конкурентные преимущества всего кластера и отдельных его участников.[7]