Файл: Учет финансовых результатов и составление отчетности (Глава 1 Теоретическое обоснование анализа финансовых результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Балансовый счет 91 «Прочие доходы и расходы» на отчетную дату сальдо не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к балансовому счету 91 «Прочие доходы и расходы», кроме субсчета 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов», закрываются внутренними записями на субсчет 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построении аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Таблица 11

Основные корреспонденции и наименование первичных документов

п/п

Содержание хозяйственной

операции

Корреспондирующие счета

Наименование первичного документа

дебет

кредит

1

Отражены потери от брака прошлых лет, выявленного в отчетном периоде

91

28

Справка бухгалтерии

2

Списаны отрицательные курсовые разницы

91

60

Справка бухгалтерии

3

Начислены причитающиеся к уплате проценты по полученным краткосрочным кредитам и займам

91

66

Кредитный договор, договор займа

4

Начислен налог на рекламу

91

68

Расчет налога на рекламу

5

Отражены отрицательные курсовые разницы, возникшие при расчете с подотчетными лицами в иностранной валюте

91

71

Авансовый отчет, справки бухгалтерии

6

Списана задолженность работников организации по прочим операциям в связи с истечением срока давности

91

73

Приказ руководителя

7

Определено сальдо прочих доходов и расходов (прибыль)

91

99

Справка бухгалтерии, отчет о прибылях и убытках

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.


Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

- прибыль или убыток от обычных видов деятельности − в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

- потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) — в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;

- суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Таблица 12

Основные корреспонденции и наименование первичных документов

п/п

Содержание хозяйственной

операции

Корреспондирующие счета

Наименование первичного документа

дебет

кредит

1

Финансовый результат от продаж (определение в конце месяца, сальдо счета 90):

А) прибыль (списание кредитового сальдо)

Б) убыток (списание дебетового сальдо)

90/9

99

99

90/9

Расчет

Расчет

2

Финансовый результат по прочим доходам и расходам (определяется в конце месяца, сальдо счета 91):

А) прибыль (списание кредитового сальдо)

Б) убыток (списание дебетового сальдо)

91/9

99

99

91/9

Расчет

Расчет

3

Чрезвычайные доходы

10, 50 и др.

99

Расчет

4

Чрезвычайные расходы

99

10,50 и др

Расчет

5

Начислен условный расход по налогу на прибыль

99

68/Приб.

Расчет

6

Начислен условный налог по налогу на прибыль

68/Приб.

99

Расчет


2.3 Документооборот по учету финансовых результатов

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность в силу пункта 1 статьи 14 закона № 402-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним. Согласно же пункту 5 ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчётность коммерческих организаций включает:

• бухгалтерский баланс;

• отчёт о прибылях и убытках;

• отчёт об изменениях капитала;

• отчёт о движении денежных средств;

• иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках;

• пояснительную записку;

• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчётности.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов:

- калькуляционных;

- собирательно-распределительных;

- сопоставляющих;

- финансово-результативных.

До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена правильность этих записей.

Обобщение накопленного опыта в этом деле выработало следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.


При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. 

ООО «Транснефть-Восток» ведёт бухгалтерский учёт и представляет финансовую отчётность в порядке и в сроки, определённые действующим законодательством РФ. Ответственность за организацию ведения, состояние и достоверность бухгалтерского учёта, своевременное представление ежегодного отчёта и другой финансовой отчётности в соответствующие органы, а также средства массовой информации несёт Генеральный директор ООО «Транснефть-Восток» в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом общества.

Общество руководствуется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением и утвержденными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету и другими нормативными правовыми актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, формирующими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательными к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в Обществе осуществляет специализированная организация ООО «Транснефть Финанс». Права и обязанности главного бухгалтера определены в разделе 3 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ" и ст.7 Закона "О бухгалтерском учете".

Для ведения бухгалтерского учета используется рабочий план счетов, разрабатываемый на основе типового рабочего плана счетов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета применяется в процессе ведения бухгалтерского учета в подразделениях и филиалах общества. Бухгалтерский учет ведется на основе журнально-ордерной системы счетоводства с применением вычислительной техники. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Для оформления фактов хозяйственной деятельности Общество применяет типовые формы первичных учетных документов, установленные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Минфином Российской Федерации и другими уполномоченными органами государственной исполнительной власти. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются Обществом самостоятельно. Годовая бухгалтерская отчетность Общества рассматривается и утверждается общим собранием акционеров и представляется в сроки и адреса, установленные ст.15 Федерального закона "О бухгалтерском учете".


Прежде формирования бухгалтерской отчетности совершается сложный документооборот, который включает в себя документы:

- по движению денежных средств в кассе, на расчетном счете;

- по расходам на оплату труда;

- по начислению амортизации;

- по кредиторской и дебеторской задолженности и другие.

Документооборот формирования отчетности можно представить на схеме.

Журналы-ордера по счетам 41, 50, 51, 60, 62, 70, 90

ГЛАВНАЯ КНИГА

Ведомость расчета амортиз. ОС

Договоры поставки товаров

Счета-фактуры за товары

Журнал регистрации хозяйственных операций

Отчет о финан. результатах

Бухгалтерский

баланс

Штатное расписание

Платежное поручение

Выписки банка по р/с

Группировочная ведомость по расчету страховых взносов

Табель учета рабочего времени

Группировочная ведомость по учету з/п

Инвентарные карточки для учета ОС

товарный отчет

Кассовая книга

ПКО, РКО

Накладные

Приемосдаточные акты

Рисунок 3 - Документооборот формирования отчетности

Как видно из рис. 3, что для определения прибыли происходит сложный документооборот.

2.4 Анализ прибыли ООО «Транснефть-Восток»

Анализ финансовых результатов начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.

Рассмотрим анализ финансовых результатов по данным отчета о финансовых результатах ООО «Транснефть-Восток».

Анализ финансовых результатов начнем с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (таблица №13).

Таблица 13

Анализ прибыли до налогообложения

Показатель

Прошлый 2013 год

Отчетный 2014 год

Изменение

Темп роста, %

Темп прироста, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

1. Прибыль от продаж

8 013 670

-875%

74 010 128

109%

65 996 458

985%

924%

824%

2. Прибыль от прочей деятельности

-8 929 062

975%

-6 362 594

-9%

2 566 468

-985%

71%

-29%

3. Прибыль до налогообложения

-915 392

100%

67 647 534

100%

68 562 926

-7390%

-7490%