Файл: Эффективность менеджмента организации (1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки
1.1 Управление как вид профессиональной деятельности, ресурсы управления
1.2 Качество и эффективность менеджмента: сущность, взаимосвязь и различия между ними
1.3 Методологические аспекты оценки качества и эффективности менеджмента организации
Глава 2. Анализ и оценка эффективности менеджмента на примере ООО ТД «ПРОФИЛЬ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО Торговый Дом «Профиль»
Введение
Особое значение вопросы, связанные с повышением эффективности менеджмента приобрели в странах с переходной экономикой, где только происходит формирование рыночных отношений. Рост самостоятельности предприятий в этих условиях, развитие новых форм хозяйственных связей обусловили применение новых подходов к управленческой деятельности. В связи с этим особое значение на таких предприятиях приобрели современные технологии и методы управления, направленные на повышение эффективности менеджмента. Одной из основных процедур в рамках данной системы необходимо рассматривать процедуру оценки. Она предполагает сбор и анализ информации о состоянии и динамике основных индикаторов эффективности управленческой деятельности в организации, их сравнение с данными прошлых лет или аналогичными показателями конкурентов. Результаты такой оценки составляют основу принятия различных управленческих решений относительно совершенствования системы управления и технологии менеджмента на предприятии. В связи этим вопросы, связанные с оценкой и обеспечением эффективности и качества менеджмента на предприятии приобретают особую актуальность.
Проблемам оценки эффективности и качества менеджмента предприятия посвящено большое количество научно-практических исследований, проведенных как зарубежными, так и российскими специалистами в области управления. Анализ факторов, определяющих эффективность менеджмента организации, технология и методика ее оценки проанализированы в работах таких зарубежных авторов, как Д. Бодди, Р. Пэйтон, Р. Дафт, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р. Олдкорн, С.П. Роббинс, М. Коултер, К. Уолш.
Особенность методики оценки эффективности менеджмента, изложенной в зарубежной литературе заключается в том, что она ориентирует внимание исследователя преимущественно на анализе финансовых показателей, в то время как не все аспекты управленческой деятельности могут быть измерены количественно. Российские специалисты в области менеджмента, такие пкак О.С. Виханский, А.И. Наумов, И.Н. Герчикова, В.А. Спивак, Э.А. Смирнов, З.М. Макашева, отдают приоритет комплексному подходу, который предполагает расчет и анализ как экономических, так и социальных показателей эффективности менеджмента. Вместе с тем, необходимо отметить, что так как характер, содержание, условия деятельности предприятия существенно отличаются друг от друга, руководство предприятия может самостоятельно формировать такую систему показателей или использовать синтез различных методик.
Объектом исследования, проведенного в данной работе является ООО ТД «Профиль».
Предметом исследования являются качество и эффективность менеджмента на данном предприятии.
Цель работы заключается в осуществлении комплексной оценки качества и эффективности менеджмента.
Для достижения данной цели в главах бакалаврской работы решаются следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основные содержательные аспекты менеджмента организации;
2) определить сущность понятий «качество менеджмента» и «эффективность менеджмента», установить взаимосвязь и различия между ними;
3) установить состав факторов, влияющих на качество и эффективность менеджмента организации, оценить характер их влияния;
4) дать сравнительную характеристику подходам к оценке эффективности менеджмента и ее основным показателям;
5) провести комплексную оценку эффективности и качества менеджмента в ООО ТД «Профиль»;
Цели и задачи работы обусловили следующую ее структуру. Работа состоит из двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки
1.1 Управление как вид профессиональной деятельности, ресурсы управления
Одним из основных факторов конкурентоспособности организации в условиях современной экономики является эффективное управление, которое и определяет возможности адаптации организации к постоянным изменениям, происходящим во внешней среде. Отсюда следует, что совершенствование управления в организации должно носить постоянный характер, однако для того, чтобы деятельность по внедрению в управленческую практику новых технологий и методов управления, дала определенный результат, необходимо понимание его сущности, технологий и принципов его осуществления.
Понятие управления по-разному раскрывается в специальной литературе. Так, С.П, Роббинс определяет управления как процесс целенаправленного воздействия на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления по мнению данных авторов состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. По мнению Б.З. Мильнера управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Раскрывая сущность управления Д.Д. Вачугов выделяет такие его содержательные аспекты, как сбор, хранение, обработку и передачу информации, разработку и принятие управленческих решений, выработку управляющих воздействий и выдачу их объекту управления, контроль исполнения принятых решений.
Одновременно с понятием управления как в зарубежной, так и в отечественной литературе используется понятие «менеджмент». В настоящее время встречается более 200 определений данного понятия. Обобщение которых позволяет сделать вывод о том, что менеджмент может рассматриваться как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны, во-первых, рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, и во-вторых, гибкости и адаптация в поведении фирмы па рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор и высокого профессионализма руководителей. Отсюда следует, что менеджмент – это управление социально – экономическими системами в условиях рынка, направленный на обеспечение и рост организационной эффективности.
Проводя различие между понятиями «управление» и «менеджмент», можно отметить, что второе из них является более узким. Так, если управление является необходимым свойством любых организованных систем, то понятие менеджмента применимо только к социально – экономическим системам в условиях рыночной экономики при направленности данных систем на повышение эффективности своей деятельности. В такой трактовке содержание понятия менеджмент можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1)
В данной работе разграничения между понятиями «менеджмент» и «управление» проводиться не будет, так как они будут применяться только к социально – экономическим системам и исследоваться с точки зрения выявления возможностей эффективности их функционирования.
С функциональной точки зрения управление представляет собой процесс последовательного выполнения определенных управленческих функций. В.И. Кабушкин определяет понятие функции управления как конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности [17, с.65].
Рисунок 1 – Содержание понятия «менеджмент»
Из данного определения следует, что функции управления являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. В процессе управления можно выделить пять взаимосвязанных функций:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация
Взаимосвязь между данными функциями показана в Приложении А. Общим для всех перечисленных функций является необходимость соблюдения основных принципов управления. Базовые принципы управления были сформулированы А. Файолем еще в начале ХХ века, однако остаются актуальными до сих пор. Состав и содержание данных принципов раскрыты в Приложении Б.
Содержание управления как направления профессиональной деятельности определяется решаемыми им целями и задачами. Управление современными организациями направлено на достижение широкого круга целей и задач. Они устанавливаются с учетом особенностей организации, которая выступает в качестве объекта управления. С точки зрения современной теории управления любую организацию можно представить как открытую систему, активно взаимодействующую с внешней средой. Модель такой системы показана на рисунке 2.
Вход:
-ресурсы;
-персонал;
-цели;
-процессы
и проч.
выход:
-товар;
-услуга
Внешняя среда
Внешняя среда
Возможности и угрозы внешней среды
Результаты деятельности организации во внешней среде
Рисунок 2 – Организация во взаимодействии с внешней средой [11, с.32]
Как видно из данного рисунка, взаимодействие между средой и организацией происходит по нескольким направлениям. Прежде всего организация получает из внешней среды ресурсы, которые преобразует в готовую продукцию, результаты процессов выполнения работ, оказания услуг. Результаты деятельности организации затем направляются во внешнюю среду, где приобретаются покупателями.
Основной целью деятельности организации в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Эта же цель является доминирующей и в практике управления. Однако здесь необходимо отметить, что достижение любой цели связано с определенными затратами. В связи с этим в качестве основной цели управления необходимо рассматривать не просто получение прибыли, а повышение эффективности деятельности организации, которая оценивается на основе соотношения между результатами в виде прибыли и затратами.
Данная цель может быть детализирована в системе задач, которые, по мнению И.Н. Герчиковой можно сформулировать следующим образом [7,с.29]:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализация;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации
Достижение основных целей управления возможно только при условии его соответствующего ресурсного обеспечения.
Менеджмент как управленческий персонал рассматривается с точки зрения профессионально – квалификационных характеристик сотрудников аппарата управления, их способности обеспечить эффективное использование ресурсов организации и достижение поставленных целей. Аппарат управления в организации формируется на трех основных уровнях, соотношение между которыми показано на рисунке 1. Из рисунка видно, уровни управления в организации могут быть дифференцированы прежде всего по характеру решаемых задач. Так, на верхнем уровне управления, который представлен в основном топ – менеджерами, решаются преимущественно стратегические задачи, на среднем уровне управления, который представлен руководителями подразделений и специалистами, решаются тактические задачи. Оперативное управление осуществляется на нижнем уровне управления, который представлен руководителями в различных функциональных системах организации.
Рисунок 1 – Уровни управления в организации [42, с. 44]
Таким образом, менеджмент представляет собой самостоятельную область научных знаний, искусство и вид практической деятельности, характеризующийся определенной технологией и методологией осуществления. Цели менеджмента в целом соотносимы с целями организации, которые работают в условиях динамичной внешней среды, и заключаются в повышении эффективности ее деятельности.
1.2 Качество и эффективность менеджмента: сущность, взаимосвязь и различия между ними
Значение менеджмента в организации может быть оценено с точки зрения двух его характеристик: качества и эффективности. В наиболее общем виде термин «качество» подразумевает определение конкретного объекта. В настоящее время в теории управления выделяются три таких объекта: товары и услуги предприятия, организационная система в целом и ее менеджмент. Наличие последнего объекта определяет существование такого понятия как качество менеджмента. В настоящее время данное понятие раскрывается в нескольких аспектах.