Файл: Социальное страхование и его функции (Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования
1.1 Цели и принципы социального страхования
1.2 Этапы развития российского страхования
1.3 Действующие виды и функции социального страхования в РФ
1.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
Глава 2 Участник рынка социального страхования ОАО «Страховая компания «СОГАЗ – Мед»
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»
2.2 Оценка имущественного состояния и деловой активности ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-МЕД»
«Российское общество страхования капиталов и доходов». Закон о морском страховании, регламентирующий этот вид страховой деятельности, был принят в 1846 г.
Второй этап развития российского страхового дела характеризуется заменой государственной монополии на частную. Особенностью этого этапа стало обеспечение государством финансовой устойчивости негосударственных компаний-монополистов путем концентрации страхового капитала. Однако и этот путь развития страхования оказался тупиковым. Отсутствие рыночных отношений, преимущественно натуральное хозяйство, недостаток конкуренции привели к упразднению в 1847 г. монополии на частную страховую деятельность.
Третий этап становления страхования в России характеризуется созданием полноценного страхового рынка. Предпосылками создания стали отмена в 1861 г. крепостного права, развитие капиталистического способа хозяйствования, реформирование кредитно-денежной системы.
Для этого этапа характерно возникновение многих акционерных обществ без монопольных привилегий, таких как «Русское» - в 1867 г., «Коммерческое» в 1870 г., «Якорь» - в 1872 г. и других. В 1874 г. владельцы страховых акционерных обществ по огневому страхованию заключают специальное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых компаний и раздробления операций между членами конвенции. Эти страховые общества были связаны едиными тарифами, но каждая из них разрабатывала собственные условия страхования, что приводило к определенной конкурентной борьбе. Развитие национального страхового рынка во второй половине XIX в. потребовало создания системы государственного страхового надзора. В 1894 г. такой надзор был установлен. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел, тогда же была введена публичная отчетность страховых компаний. В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. было дано разрешение на деятельность в России представительств страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США), а основным сегментом рынка этих страховщиков стала работа с населением. В конце XIX в. в России также действовали страховые общества Германии и Швейцарии. Однако и российские акционерные страховые общества активно участвовали в страховых операциях за границей. Например, страховое общество «Россия», тогда крупнейшее в России по объему операций и размеру капитала, проводило операции по восьми видам страхования (огневому, жизни, от несчастных случаев, морскому и пр.) на территории Российской империи и имело свои представительства в Александрии, Афинах, Белграде, Берлине, Константинополе, Нью-Йорке и других городах. Кроме акционерных обществ на страховом рынке присутствовали земские страховые организации, а также общества взаимного страхования, например, Общества взаимного морского, речного страхования и даже «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов». Всего же в сфере предоставления страховых услуг работало более 300 страховых предприятий.
Таким образом, накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок, на котором присутствовали практически все формы страховой защиты: огневое и имущественное страхование, страхование жизни, морское и речное страхование, страхование от несчастных случаев. Те же виды страхования осуществлялись тогда и в Европе. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последующие потрясения привели к развалу российского страхового рынка. Октябрьская революция 1917 г., совершенная под руководством партии большевиков, одним из требований которых была национализация банковской и страховой систем, довершила распад. Последствиями национализации страхового дела в Советской России стали установление государственного контроля над страхованием и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополией. Так завершился третий этап развития страхования в России.
Четвертый этап развития российского страхования охватывает страхование в советский период, отличительной особенностью которого стала организация системы государственного страхования. Монопольное право Госстраха СССР на страховую деятельность было утверждено в «Положении о Государственном страховании СССР». При этом еще некоторое время сохранялось взаимное кооперативное страхование. Для укрепления доверия к советскому страхованию Госстрахом СССР при участии внешнеторговых организаций в 1925 г. создается Черноморско-24 Балтийское страховое общество (Блекбалси), а в 1927 г. в Германии -Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество (Софаг). Эти общества страховали импорт СССР из ведущих европейских стран и Америки, а Госстрах страховал весь экспорт и часть импорта, в основном из приграничных стран. Конец нэпа привел к прекращению страхования имущества предприятий как самостоятельного вида страхования, а страховые взносы были включены в налог с оборота и стали одним из источников бюджетных средств. В 1947 г. в связи с ростом страховых операций за рубежом из структуры Госстраха СССР было выделено Управление иностранного страхования СССР(Ингосстрах СССР).С 1967 г. по 1991 г. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому принципу. Министерству финансов СССР подчинялось правление Госстраха СССР. Правлению Госстраха СССР подчинялись республиканские Правления Госстраха, которые также подчинялись республиканским министерствам финансов.
Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 810 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» определило, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования. Этим Постановлением было начато восстановление рыночного страхования в России после многих десятилетий его отсутствия. Так завершился четвертый этап развития российского страхования, характеризующийся государственной страховой монополией, отсутствием многих необходимых видов страхования и рыночной конкуренции.
Пятый этап развития российского страхования начался с принятием Федерального закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «О страховании». Основой функционирования и развития страхования в наши дни является общественная потребность в страховой защите, которая образуется за счет трех факторов. Первый – государственное регулирование общественно-экономического развития. Второй – негосударственный сектор экономики, действующий в условиях формирования рынка, постоянно возрастающих рисков и не имеющий государственной поддержки в случае реализации этих рисков. Третий фактор – различные интересы населения, выражающиеся в потребности в личном, имущественном и социальном страховании.[3]
1.3 Действующие виды и функции социального страхования в РФ
Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
- пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца. Cтраховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
- страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
- медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Наподобие любой экономической категории, страхование имеет свои определенные функции, которые соотносятся с функциями финансов. Итак, основные функции страхования:
- распорядительная;
- контрольная.
Однако, обращаясь к общему содержанию науки «страхования», можно заметить, что у функций страхования имеются определенные особенности.
Что касается распорядительной функции, являясь общей финансовой функцией, то она подразделяется на следующие подкатегории: рисковая функция, предупредительная и сберегательная.
Функция риска связана напрямую с назначением страхования. Состоит она в том, чтобы оказывать материальную (денежную) помощь всем пострадавшим как юридическим, так и физическим лицам. В границах данной функции производится перераспределение стоимости относительно всех участников страхования в том случае, когда наступают случайные страховые события.
Не стоит забывать и о том, что сегодня цель страхования несколько изменилась (параллельно государственным страховым организациям быстрыми темпами растут коммерческие). Однако, функция риска не изменила свою сущность. Главной целью коммерческого страхования является получение прибыли и ее увеличение. Наряду с этим, самой главной задачей любого вида страхования является оказание финансовой помощи в случае наступления рискового события. И значимость страхования никогда не изменится.
Предупредительная функция заключается в отражении немаловажного аспекта страховой деятельности: при помощи страхового фонда производится финансирование программ по уменьшению страхового риска. Данная функция заключается в том, что необходимо составить договор заранее, до наступления чрезвычайной ситуации, в котором будет прописана определенная сумма для возмещения материального (любого иного) ущерба. Сумма эта будет зависеть, как правило, от величины страхового риска.
Сберегательная функция похожа на кредитование. Заключается она в том, что с помощью страхования происходит накопления определенной суммы для дожития. Данные деньги идут на поддержание благоприятной жизненной деятельности и социального статуса пожилых людей и инвалидов.
По мере развития пенсионной реформы, данная функция весьма актуальна. Многие наверно знают, что сегодня пенсия делится на несколько составляющих: накопительная, минимальная и трудовая. Если механизм пенсионного страхования будет эффективно отработан, то страховые организации смогут включить в основную пенсию рисковые выгоды.
Контрольная функция – важная составляющая любой научной отрасли. В страховании она играет роль целевого формирования и использования денежной массы фонда страхования. Практика подразумевает следующий аспект. При данной функции страховщики формируют страховые резервы, которые являются гарантом выполнения принятых обязательств; обеспечивают платежную способность посредством выполнения законов и нормативно-правовых актов между активами и принятыми страховыми обязательствами, пользуются открытой информацией в рамках страхования и прочее.
1.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
Во многом вялотекущее существование, а зачастую и «замороженное» состояние системы социального страхования связано с незаконченным институциональным его оформлением, для которого характерными все еще остаются многие прежние социалистические черты государственной социальной помощи (государственного социального обеспечения).
К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения.
Между тем суть социального страхования и социальной помощи принципиально различны. Социальное страхования в классическом понимании - это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.
Страховые платежи в системе социального страхования являются частью необходимого продукта, а на уровне предприятий – это часть издержек производства (себестоимости продукции и услуг).
Для сравнения: налоги являются частью прибавочного продукта, а на уровне предприятий – частью прибыли; в плане очередности платежей страховые отчисления всегда первичны, а налоги – вторичны; в аспекте предназначения страховые платежи имеют четко обозначенную функциональную целевую ориентацию на определенные социальные нужды, а поэтому как бы «маркируются» и привязываются к характеристикам заработной платы отдельного застрахованного, а налогам присущ обезличенный и неопределенный характер – они «не маркируются», различия имеются и по субъектам сбора – налоги собираются с юридических и физических лиц, а страховые платежи выплачивают работодатели и работники.
Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).