Файл: Виды и пути достижения конвертируемости национальных валют.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
С началом Второй мировой войны валютные ограничения распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения отсутствовали лишь в США, Швейцарии. Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных операций под давлением США, заинтересованных в беспрепятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвестиций в этом регионе.
Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. В статье VI Устава МВФ говорится, что государствам-членам предоставлена полная свобода в части введения мер валютного контроля для регулирования трансграничных потоков капитала в целях поддержания платежного баланса и обменного курса национальных валют [5, c. 7].
С середины 1970-х годов, изменяя систему фиксированных на систему плавающих валютных курсов, многие страны начали активно участвовать в процессах, связанных с отменой валютных ограничений. Действительно, развитие финансовых систем и ужесточение конкуренции на международном рынке капиталов с одной стороны и сдерживающее воздействие систем валютного контроля развивающихся стран с другой стороны заставляли развитые страны активно распространять парадигму открытых валютных отношений на страны остального мира.
Углубление внешнеэкономических связей в 80-е годы породило еще большую необходимость в либерализации валютных отношений, снятии валютных ограничений, продвижении к конвертируемости национальных валют. Такую же позицию занимал и МВФ. Рекомендации странам-участницам, прежде всего, сводились к необходимости обеспечения конвертируемости по счету текущих операций, хотя в целом МВФ являлся сторонником постепенной отмены всяких валютных ограничений. Совокупность этих факторов привела к тому, что многие развивающиеся страны, сделавшие ставку на развитие экспортного потенциала за счет привлечения иностранного капитала, вслед за индустриально развитыми странами включились в процесс либерализации трансграничных капитальных потоков.
В ряде случаев либерализация валютных режимов стран третьего мира носила вынужденный характер, была обусловлена затяжным кризисом внешней задолженности, развернувшимся процессом конверсии долгов иностранным банкам в национальные ценные бумаги. С 1984 г. в развивающихся странах все отчетливее проявлялась тенденция ослабления ограничений на трансграничное движение капиталов, принимались меры по расширению притока иностранного капитала [11, с. 20].
Дальнейшее развитие рынка капиталов, связанное с усилением процессов глобализации, снятием административных ограничений во многих странах и проведением экономических преобразований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, требовало еще большей свободы движения капитальных средств. В связи с этим все большее количество стран стремилось к устранению ограничений на движение капиталов. Такую же позицию оформил и МВФ «The Interim Committee <…> welcomed the growing trend toward currency convertibility and encouraged member countries to remove impediments to the free flow of capital» (прим. рус. «Временный комитет <…> приветствует нарастающие тенденции к установлению конвертируемости валют и поддерживает стремление стран-участниц к устранению преград на пути свободного движения капитала) - Annual Report, part 3 - IMF, 1996. - P. 45. в своем отчете за 1996 г.
Однако в конце 90-х годов финансовые кризисы в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки заставили мировое экономическое сообщество взглянуть на либерализацию валютного режима в ином свете. Проявились макроэкономические риски, которые заставили многие страны (прежде всего развивающиеся) пойти на попятный и ужесточить валютное регулирование, ограничив режимы конвертируемости. Примеры таких стран можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень некоторых стран, изменявших режим конвертируемости в 1973-1997 гг.
Страна |
Год введения конвертируемости |
Год отказа от конвертируемости |
|
Аргентина |
1994 |
1996 |
|
Боливия |
1987 |
1996 |
|
Гондурас |
1973 |
1980 |
|
Гонконг |
1973 |
1996 |
|
Индонезия |
1973 |
1997 |
|
Иран |
1975 |
1978 |
|
Малайзия |
1974 |
1997 |
|
Мексика |
1973 |
1982 |
|
Парагвай |
1983 |
1984 |
|
Сингапур |
1979 |
1996 |
|
Уругвай |
1979 |
1993 |
|
Эквадор |
1973 |
1993 |
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [12, c. 13].
В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендовал развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком: «Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в страну краткосрочных обязательств в иностранной валюте» [13, c. 61].
Осознание того, что либерализация движения капитала увеличивает вероятность возникновения финансового кризиса, усиливает чувствительность рынков к внешним шокам и приводит к формированиям т.н. «спекулятивных пузырей», привело к тому, что как многие страны, так и МВФ пересмотрели свое во многом одностороннее отношение к режиму полной конвертируемости.
Так, в годовом отчете МВФ за 2000 год Annual Report - IMF, 2000. - P. 43. указывается на то, что меры контроля над потоками капитала в разных странах будут иметь неодинаковую эффективность, поскольку это зависит от многих факторов, в том числе от степени гибкости обменного курса, уровня финансового развития рынка, качества проведения денежно-кредитной политики. Контроль трансграничного движения капитала не может заменить рациональную макроэкономическую политику, хотя и может послужить временной «заплатой». В отчете также говорилось о необходимости определения темпов и последовательности отмены валютных ограничений отдельно для каждого конкретного случая, поскольку эти параметры находятся в тесной связи с общим уровнем экономического развития страны и конкретными экономическими условиями.
Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. заставил МВФ пересмотреть перечень рекомендаций, разработанных ранее для развивающихся стран - потенциальных импортеров капитала. Чтобы снизить риски возникновения новых пузырей, МВФ предложил вводить ограничения на приток спекулятивного капитала, хотя свобода финансовых операций до кризиса являлась одним из главных принципов, закрепленных уставом МВФ.
С одной стороны, такая политика стала стимулом к экономическому росту, с другой - привела к необоснованному повышению стоимости активов и масштабным спекуляциям на фондовых рынках. В конечном итоге это вылилось в усугубление последствий мирового финансово-экономического кризиса для стран с развивающимися рынками.
Как следствие, МВФ пришел к выводу о необходимости введения ограничений, включая такие инструменты, как налоги и резервирование, которые будут сдерживать быстрый рост объемов международных инвестиций в развивающиеся страны [11, c. 22].
Мировая практика и исследования показывают, что эффективность применения валютных ограничений определяется, прежде всего, краткосрочностью их действий, невозможностью обхода данных ограничений со стороны экономических агентов и сопровождается наличием реформаторских процессов в экономической и других сферах государства.
Помимо получения определенного эффекта и выгод (уменьшение спроса на иностранные активы, сокращение оттока капитала из страны и т. д.), валютные ограничения и обременения имеют и ряд существенных недостатков: дополнительный барьер для привлечения иностранных инвестиций в экономику; дискриминация малого и среднего бизнеса; продолжительность их действия; асимметричность применения; возможность осуществления арбитража; дополнительные издержки; увеличение теневого сектора экономики; долларизация экономики; стимул для лоббирования и коррупции. Наличие данных недостатков предопределяет в целом неэффективность применения валютных ограничений и обременений (в особенности по операциям текущего характера).
Отсюда становится понятно, почему большинство стран мира стремятся увеличить степень конвертируемости своих национальных валют. Несмотря на смену подходов к подобным процессам на более осторожные, чем несколько десятилетий назад, общий тренд остается прежним.
Сегодня МВФ практически автоматически регистрирует заявку любой страны на ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже более 165 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми [13, с. 68].
Гораздо меньше существует денежных единиц, которые являются полностью конвертируемыми: такой статус они могут получить лишь при условии снятия всех ограничений на движение капитала.
Несмотря на то, что в первой главе мы дали понятию «свободно конвертируемая валюта» определение, относящее к таковым любые валюты, свободно и без ограничений обмениваемые на иные, на практике иногда под ними понимают другой круг денежных единиц. Часто, говоря о свободно конвертируемых валютах, подразумевают те валюты, которые приняты для расчетов в международной межбанковской системе CLS [14].
Система предоставляет крупнейшим мировым банкам возможность обмена валюты между собой, их клиентами и другими третьими сторонами. Особенность полностью конвертируемых валют, представленных в системе, заключается в том, что они не только обладают возможностью участвовать в любых платежах в неограниченном количестве, но и действительно в них участвуют, то есть опосредуют мировой товарооборот.
В таблице 2 представлен список валют, участвующих в системе.
Таким образом, подходы к использованию валютных ограничений с течением времени претерпевали значительные изменения. Наиболее аргументированной на данный момент является позиция, согласно которой каждая страна должна стремиться к максимальной интеграции в мировой товарооборот, однако параметры валютной политики (и валютных ограничений в частности), необходимые мероприятия и темпы перехода к режимам полной конвертируемости должны рассчитываться для каждого государства отдельно с учетом всех макроэкономических и внешнеторговых факторов.
Таблица 2 - Перечень валют, принятых для расчетов в международной межбанковской системе CLS на 10.05.2011.
Дата принятия |
Наименование валюты |
|
- |
· Австралийский доллар · Канадский доллар · Евро · Японская иена · Швейцарский франк · Британский фунт · Доллар США |
|
2003 |
· Шведская крона · Датская крона · Норвежская крона · Сингапурский доллар |
|
2004 |
· Гонконгский доллар · Южнокорейская вона · Новозеландский доллар · Южноафриканский ранд |
|
2008 |
· Израильский новый шекель · Мексиканский песо |
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].
3. Пути достижения конвертируемости белорусского рубля
конвертируемость национальный валюта рубль
3.1 Валютные ограничения в рамках валютной политики Республики Беларусь в 1991-2011 гг.
В условиях распада СССР и приобретения в 1991 г. Республикой Беларусь политического суверенитета, перед монетарными властями возник вопрос формирования независимой валютной политики. К началу 90-х гг. денежная единица Советского Союза значительно потеряла покупательную способность и не отвечала интересам внутренних торговых связей экономики Республики Беларусь.
До 1992 г. монетарная политика властей республики сильно зависела от экономических приоритетов Российской Федерации. Однако в феврале 1992 г. направления валютных политик РБ и РФ разошлись: Центробанк РФ при определении курсовой политики начал придерживаться рыночных основ и приступил к установлению официального рыночного курса, в то время как РБ сохранила прежнюю направленность и даже повысила коммерческий курс [16, с. 21].
К концу марта 1992 в республике существовало уже четыре официальных курса: коммерческий курс, курс покупки валютной выручки, курс иностранных инвестиций и специальный курс по импорту. К концу года в республике действовал административный валютный режим в форме существования двух официальных обменных курсов: наиболее распространенный коммерческий и специальный.
Начало рыночного курсообразования в Беларуси датируется 4 января 1993 г., когда Национальный банк ввел котировку рубля к свободно конвертируемым валютам. К концу 1993 года Республика Беларусь отказалась от практики множественности валютных курсов, отменив курс обязательной продажи. Фактически с этого момента республика перешла от административного валютного регулирования к режиму свободно плавающего курса. Данное событие сопровождалось открытием официальных торгов по покупке-продаже иностранной валюты на Межбанковской валютной бирже (МВБ), где курс устанавливался исходя из рыночного курса, существовавшего накануне, путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте [17, c. 34].