Файл: Виды и пути достижения конвертируемости национальных валют.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
Таким образом, переход к конвертируемости национальной валюты сопряжен как с экономическими потрясениями (преимущественно в настоящем), так и с экономическими выгодами (преимущественно в будущем). Помимо учета всех экономических (а вместе с ними и социальных) последствий как в целом для страны, так и для отдельных слоев населения, необходимо знать текущие возможности государства.
Несмотря на все сложности, с которыми сопряжен переход национальной валюты в разряд конвертируемых, все больше государств в современном мире стремятся повысить степень конвертируемости своих денежных единиц. Любую страну в таком случае ожидает длительный процесс такого перехода: рассматривать переход национальной валюты к конвертируемости как единовременный акт невозможно Это утверждение в меньшей степени верно для шоковой (волюнтаристской) модели перехода к конвертируемости, о которой будет подробнее сказано ниже..
Стремления государств мира увеличить степень конвертируемости своей валюты связаны не только с реализацией их экономической политики, но и с некоторыми принятыми на себя обязательствами. Так, все государства-члены Международного валютного фонда (далее - МВФ) принимают на себя обязательства избегать ограничений по текущим платежам [5, c. 26]. Вслед за обеспечением внутренней (для резидентов) и внешней (для нерезидентов) конвертируемости валюты по текущим операциям монетарные власти путем снятия валютных ограничений по счету движения капитала достигают полной конвертируемости национальной валюты.
Непосредственно перед инициацией такого процесса должна быть выяснена степень подготовленности экономики к осуществлению этой акции. Требования, которые должно соблюсти государство, сводятся к его способности бесперебойно в необходимом количестве и ассортименте удовлетворять спрос обладателей валюты на свои товары и услуги, постоянно поддерживать возможность обмена своей валюты на иностранную и обеспечивать реальный обменный курс собственной денежной единицы.
Все это предполагает соответствующую структуру, технико-экономический уровень производства и качественные характеристики его развития. Условия введения конвертируемости можно проиллюстрировать на схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 - Условия введения конвертируемости валюты в виде схемы
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [2, c. 483].
Все вышеуказанные условия являются необходимыми, их создание нельзя отнести на будущее. Надо располагать определенным запасом различных иностранных валют, чтобы иметь возможность обменивать национальную денежную единицу на иностранные валюты. Разумеется, накопить их можно лишь путем продажи товаров и услуг.
Как уже отмечалось, переход к конвертируемости - протяженный во времени процесс. Как и любой процесс, его можно условно разделить на несколько этапов. На первом этапе необходимо оздоровить экономическое положение страны в целом. Важно оздоровить производственный сектор экономики, насытить товарами внутренний рынок. Не менее важно и проведение мероприятий в денежно-кредитной области, направленных на сдерживание инфляции и завоевания доверия субъектов хозяйствования к национальной денежной единицы.
На втором этапе проходят реформы ценообразования с целью максимального приближения цен на важнейшие товары к мировым.
На третьем этапе в государстве создается конкурентоспособная база экспорта, необходимая для поддержания равновесия платежного баланса и стабильного курса национальной валюты на мировых рынках.
Однако последовательность действий и длительность процесса перехода сильно зависит от выбранного государством варианта введения конвертируемости национальной валюты. Первый вариант, эволюционный, предполагает создание множества предпосылок к переходу путем общего оздоровления экономики государства. Этот процесс охватывает все перечисленные выше условия и должен включать следующие мероприятия:
- стабилизация экономики и переход на рыночные отношения;
- оздоровление финансов и денежного обращения;
- сокращение дефицита государственного бюджета;
- приведение денежной массы в обращении в соответствие с товарными ресурсами;
- проведение в стране ценовой реформы и выравнивание ценовых пропорций в соответствие с ценовыми пропорциями мирового рынка;
- введение единого экономически обоснованного курса национальной денежной единицы;
- создание в государстве реального рынка средств производств;
- постепенная отмена валютных ограничений по операциям текущего платежного баланса, а затем по всем прочим валютным операциям.
Этот вариант перехода является наиболее обоснованным с точки зрения экономической науки. При таком развитии событий будет происходить постепенное укрепление национальной денежной единицы по мере нарастания позитивных элементов в развитии экономики и сглаживания негативных последствий изменения экономического режима. Ускоренными темпами будет развиваться рыночная инфраструктура, усилится воздействие предпринимательства на хозяйственную активность. Понижение официального курса национальной валюты является неизбежным, но оно будет наименьшим по сравнению с остальными вариантами. Социальные издержки для широких слоев населения также будут наименьшими. В конце концов, конвертируемость национальной денежной единицы станет логическим завершением рыночной трансформации экономики.
Второй, шоковый, или волюнтаристский, вариант перехода к конвертируемости связан с резким понижением обменного курса национальной валюты и введением плавающего курса с применением интервенционных операций Валютная интервенция - форма вмешательства центральных банков и казначейств в кредитно-финансовую и валютную сферы путем регулирования спроса и предложения на кредит, ценные бумаги, национальную и иностранную валюту посредством покупки ценных бумаг или их продажи кредитно-финансовым учреждениям. органами денежно-кредитного и валютного регулирования. Этот вариант практически неизбежно приводит к развязыванию инфляционных процессов в стране, разгулу спекуляции, перемещению капиталов в сферу обращения из сферы производства. Вместе с тем при эффективных интервенционных операциях центрального банка понижение курса национальной денежной единицы может быть и не столь уж большим. Таким образом, этот вариант предполагает более быстрый переход к конвертируемости (иначе говоря, более быстрое открытие страны для международной торговли) в размен на более высокие риски, связанные с негативными последствиями перехода к конвертируемости валюты страны, которая фактически к нему не готова.
Третий вариант предполагает переход к конвертируемости национальной денежной единицы посредством введения новой денежной единицы и параллельным обращением новой и старой валют. Такие изменения радикально укрепляют денежное обращение в стране, но происходит это за счет вытеснения старых денег новой валютой. Этот вариант является тяжелым с точки зрения социальных последствий, поскольку неизбежно приводит к обесценению имеющихся у широких слоев населения денежных сбережений [2, c. 484-485].
Таким образом, установление режима конвертируемости национальной валюты - это многоэтапный процесс, реализация которого требует наличия определенных макроэкономических и валютно-финансовых условий.
2. Эволюция подходов к использованию валютных ограничений в странах мира
Как уже было сказано, изменения режимов конвертируемости национальной валюты в странах мира связаны, прежде всего, со стремлением этих стран влиться в мировой товарооборот. А важнейшая особенность международной торговли по сравнению с торговлей внутренней состоит в том, что ее обслуживают разные денежные единицы. Эта ее особенность и обусловливает наличие проблемы валютного обеспечения торговых операций.
В современной практике достаточно четко различаются три категории участников международного валютного оборота, которые могут быть отнесены к числу возможных субъектов процедур обратимости. Первое, низшее, но самое многочисленное звено состоит из фирм, организаций и индивидуальных лиц, непосредственно занятых в различных отраслях внешнеэкономической деятельности. Во второе, опосредствующее, звено входят коммерческие банковские учреждения, обеспечивающие денежно-кредитное обслуживание внешних связей. Третье, высшее, звено образуют государственные учреждения, обычно представляемые в валютной сфере центральными банками.
Представители первой категории больше других зависят от степени обратимости местных денег, как правило, не располагают накоплениями в иностранной валюте. В данном звене уровень конвертируемости национальной валюты непосредственным образом влияет на саму оправданность ведения дел за рубежом.
По существу то же самое можно сказать о смысле и значении обратимости для коммерческих банков, которые в сфере кредитно-банковского бизнеса являются такими же независимыми и самостоятельными участниками рыночного оборота, как и их клиентура.
Совершенно иначе выглядит проблема обратимости с точки зрения третьей категории - высшего государственного эшелона, включая руководящее звено национального денежно-кредитного устройства в лице центрального банка. Для этих верховных инстанций, эмитирующих законные платежные средства и распоряжающихся государственными валютными резервами и золотым запасом страны, вопросы о возможности и невозможности обмена местной валюты на иностранные денежные ценности исключаются в принципе [7, c. 34-35].
Но, несмотря на все это, конвертируемость валюты не является атрибутом «чистого рынка». В настоящее время обеспечение конвертируемости кредитно-бумажных денег в решающей степени зависит от воли и политики государства, берущего на себя разработку и реализацию соответствующих правовых норм внутри страны и необходимых договоренностей с заграницей.
Политика государства в этой сфере называется валютной политикой. Она являет собой часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющую систему действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валютный курс и валютные операции [8, c. 41].
Валютная политика вторична по отношению к производству, поскольку на первом месте стоит комплекс мер, который обеспечивает стабильный рост реального сектора экономики, налаживание процесса воспроизводства, достижение целей структурной политики страны, вытекающей из общегосударственной экономической концепции. Но при этом валютная политика является частью механизма для достижения целей экономической политики и необходима ее тесная взаимосвязь с мерами по обеспечению устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, ограничению инфляции, поддержанию равновесия платежного баланса [9, c. 5].
Таким образом, валютная политика как часть экономической политики государства способствует решению перспективных и текущих задач, направленных на структурные изменения в экономике для достижения устойчивости экономического роста, сдерживания инфляционных процессов и безработицы, на основе целенаправленного и эффективного использования валютных средств. Содержание валютной политики составляет комплекс мер, обеспечивающих относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты, равновесие платежного баланса, формирование золотовалютных резервов страны [9, c. 6].
В рамках рассматриваемой темы наиболее интересными для изучения представляются валютные ограничения как инструменты валютной политики.
В законе РБ «О валютном регулировании и валютном контроле» не имеется нормативного понятия «валютные ограничения», так же как и нет общепризнанного толкования этой категории, хотя исторически валютные ограничения существуют довольно давно. В наших целях будем использовать следующее, весьма широкое определение.
Валютные ограничения - это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте [10, c. 65]. Примерами таких ограничений могут быть требования государства о продаже всей валютной выручки, установление лимитов сумм по определенным операциям, необходимость получения разрешения на проведение определенных операций и т.п.
Степень открытости экономики и уровень экономических свобод субъектов хозяйствования напрямую связаны с возможными изменениями режима конвертируемости национальной валюты, что объясняет важность модернизации системы валютных ограничений.
Впервые валютные ограничения стали применяться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат внешних долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валютные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.