Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе. (1. Теоретические аспекты управления персоналом).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Анализ современных методов и приемов управления персоналом
1.2 Характеристика формирования эффективного трудового коллектива
Глава 2. Характеристика деятельности ООО «Гостиница Октябрьская»
2.1 Общая характеристика гостиницы ООО «Гостиница Октябрьская»
2.2Анализ персонала гостиницы ООО «Гостиница Октябрьская»
2.3 Анализ управления персоналом в гостинице
2.4 План мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице
При этом показатели экономической эффективности гостиниц категории 4**** в Санкт-Петербурге также упали в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года.
Ухудшение ситуации на туристском и гостиничном рынке Санкт- Петербурга в 2014 году, вызванное общей макроэкономической нестабильностью и снижением туристского потока из-за рубежа, привело к снижению экономических показателей на гостиничном рынке, в связи с чем гостиницы столкнулись с проблемой повышения эффективности деятельности за счёт оптимизации использования различных видов ресурсов, в том числе трудовых.
2.2Анализ персонала гостиницы ООО «Гостиница Октябрьская»
Штат персонала в ООО «Гостиница Октябрьская» формируется в соответствии с организационной структурой. Действующее штатное расписание ООО «Гостиница Октябрьская» приведено в табл.1.
Таблица 1.-Штатное расписание ООО «Гостиница Октябрьская»
Должность |
Численность, чел. |
Генеральный директор |
1 |
Заместитель генерального директора |
1 |
Секретарь-машинистка |
1 |
Главный бухгалтер |
1 |
Ведущий бухгалтер |
1 |
Бухгалтер |
3 |
Заместитель главного бухгалтера |
1 |
Старший кассир |
1 |
Директор по маркетингу и продажам |
1 |
Заместитель начальника отдела маркетинга |
1 |
Менеджер отдела маркетинга и продаж |
1 |
Менеджер по работе с корпоративными клиентами |
1 |
Ведущий специалист отдела маркетинга и продаж |
2 |
Специалист отдела маркетинга и продаж |
5 |
Администратор |
1 |
Старший портье |
4 |
Портье |
11 |
Портье-паспортист |
1 |
Швейцар |
4 |
Заведующая секцией в этажной службе |
1 |
Заведующая секцией филиала в этажной службе |
1 |
Распорядитель работ |
5 |
Горничная |
35 |
Заведующий хозяйством |
1 |
Подсобный рабочий |
2 |
Цветовод |
1 |
Гардеробщик |
2 |
Уборщик мусоропровода |
2 |
Товаровед |
1 |
Кладовщик |
1 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
1 |
ИТОГО |
95 |
Численность и структура персонала по группам позволяет говорить о том, что основная доля персонала ООО «Гостиница Октябрьская» - это обслуживающий персонал (на него приходится 55,8% всего персонала). Вторая по значимости группа - это специалисты и инженерно-технический персонал (28,4%). Наименьшую долю в структуре персонала занимает вспомогательный персонал (6,3%).
Таблица 2- Структура персонала ООО «Гостиница Октябрьская» по группам в 2014 году
Группа персонала |
Численность, чел. |
Доля, % |
Административно-управленческий персонал |
9 |
9,5% |
Специалисты и инженерно-технический персонал |
27 |
28,4% |
Обслуживающий персонал |
53 |
55,8% |
Вспомогательный персонал |
6 |
6,3% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Важной характеристикой структуры персонала является его распределение по возрастным группам, по опыту работы, по уровню образования, по семейному положению.
Таблица 3-Структура персонала ООО «Гостиница Октябрьская» по возрасту в 2014 году
Возрастная группа |
Численность, чел. |
Доля, % |
моложе 20 лет |
8 |
8,4% |
20-30 лет |
26 |
27,4% |
31-40 лет |
41 |
43,2% |
41-50 лет |
17 |
17,9% |
51-60 лет |
3 |
3,2% |
старше 60 лет |
0 |
0,0% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Как видим, основные группы персонала ООО «Гостиница Октябрьская» по возрасту - это сотрудники в возрасте от 20 до 40 лет, что свидетельствует о хорошей возрастной структуре, поскольку это наиболее активный возрастной период для работников.
Таблица 4-Структура персонала ООО «Гостиница Октябрьская» по уровню образования в 2013 году
Уровень образования |
Численность, чел. |
Доля, % |
Среднее |
18 |
18,9% |
Среднее специальное |
21 |
22,1% |
Неоконченное высшее |
7 |
7,4% |
Высшее |
49 |
51,6% |
Научные степени |
0 |
0,0% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Таблица 5 - Структура персонала ООО «Гостиница Октябрьская» по стажу работы в 2014
Стаж работы |
Численность, чел. |
Доля, % |
1-3 года |
11 |
11,6% |
3-5 лет |
27 |
28,4% |
5-10 лет |
41 |
43,2% |
10-20 лет |
12 |
12,6% |
свыше 20 лет |
4 |
4,2% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
По семейному положению большая часть сотрудников замужем/женаты с детьми или без детей: данную информацию можно использовать для построения эффективных систем мотивации.
Таблица 6-Структура персонала ООО «Г остиница Октябрьская» по семейному положению в 2014 году
Семейное положение |
Численность, чел. |
Доля, % |
Не замужем/не женат |
17 |
17,9% |
Замужем/женат |
21 |
22,1% |
Замужем/женат, есть дети |
49 |
51,6% |
Не замужем/не женат, есть дети |
8 |
8,4% |
ИТОГО |
95 |
100,0% |
Таким образом, в целом, можно говорить о том, что качественный и количественный состав персонала ООО «Г остиница Октябрьская» являются сбалансированными и не нуждаются в изменениях.
2.3 Анализ управления персоналом в гостинице
Наряду с производительностью труда (которая сократилась в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года, несмотря на рост средней заработной платы), показателем, позволяющим оценить состояние системы управления персоналом в организации, является показатель текучести кадров.
Таблица 7 -Текучесть кадров в ООО «Гостиница Октябрьская» в 2013-2014 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
Численность сотрудников на начало года, чел. |
95 |
93 |
Число уволившихся, чел. |
5 |
9 |
Число принятых на работу, чел. |
3 |
13 |
Численность сотрудников на конец года, чел. |
93 |
97 |
Среднесписочная численность, чел. |
94 |
95 |
Текучесть кадров, % |
5,3% |
9,7% |
Как видно из табл.7, текучесть кадров характеризуется двумя основными негативными моментами:
она выросла в 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года на 4,4%
в 2014 году текучесть кадров приблизилась к критическому значению в 20,0%.
Отмеченные тенденции свидетельствуют о том, что система управления персоналом в гостинице функционирует недостаточно эффективно. Основной проблемой в управлении персоналом в ООО «Г остиница Октябрьская» является отсутствие специализированного структурного подразделения и даже отдельного сотрудника, выполняющего функции по управлению персоналом. Основной круг обязанностей в сфере управления персоналом выполняет генеральный директор, который выполняет следующие функции по управлению персоналом:
поиск и подбор персонала, проведение собеседований;
выработка и реализация совместно с соответствующими подразделениями мер по мотивации и стимулированию персонала;
разработка и принятие решений по карьерному росту сотрудников;
разработка и реализация мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала;
разработка и реализация мероприятий по проведению оценки и аттестации персонала.
Работу, связанную с делопроизводством по кадровым вопросам, выполняют частично секретарь-машинист и частично бухгалтеры. Такое распределение функций и обязанностей по управлению персоналом наряду с тем, что генеральный директор выполняет ряд других ключевых для ООО «Гостиница Октябрьская» функций, приводит к тому, что деятельность по управлению персоналом носит бессистемный характер, её элементы не увязаны друг с другом, не разрабатывается кадровой стратегии и кадровой политики, не осознаётся проблема снижения производительности труда и повышения текучести кадров в комплексе и, соответственно, не разрабатываются эффективные решения по их устранению.
Поиск и набор персонала осуществляется, когда в гостинице образуется вакантное место: непосредственный руководитель подразделения, где образовалась вакансия, информирует об этом генерального директора, сообщает ему основные требования к кандидату на вакантную должность, после чего генеральный директор самостоятельно размещает вакансию на сайте www.superjob.ru. После этого секретарь-машинист анализирует поступающие на вакансию резюме, приглашает соискателей на собеседование с генеральным директором, а генеральный директор принимает окончательное решение о приёме сотрудника на работу. При этом формализованного контроля знаний и качеств, необходимых для кандидата на вакантную должность, не проводится, и тот факт, что предварительная оценка соискателей практически отсутствует, способствует тому, что часто в дальнейшем выясняется, что кандидат не полностью соответствует требованиям, к нему предъявляемым.
Основы стимулирования персонала в ООО «Гостиница Октябрьская» заложены в Коллективном договоре, заключаемом организацией с сотрудниками. В нём выделены как материальное, так и нематериальное стимулирование работников. Материальное стимулирование труда (заработная плата работников), в соответствии с Коллективным договором определяется следующим образом:
Оплата труда работников складывается из должностного оклада, добавок, доплат, премий за производственные результаты и предоставления питания в натуральной форме, стоимость которого устанавливается внутренними документами общества на каждый финансовый год.
Работникам выплачиваются премии по результатам работы в соответствии с Положением о премировании за производственные результаты и Положением о премировании работников по итогам работы за год, являющимися неотъемлемой частью Коллективного договора.
Все работники, состоящие в штате, обеспечиваются служебным питанием в рабочие дни (смены) за счет фонда оплаты труда, стоимость которого устанавливается внутренними документами на каждый финансовый год.
Среди недостатков материального стимулирования, которые вытекают из условий Коллективного договора, можно отметить следующие:
отсутствие дифференциации методов материального стимулирования по группам персонала: тем не менее, это важно, поскольку разные сотрудники вносят разный вклад в конечные результаты деятельности, и критерии оценки их труда также различаются;
отсутствие чётко установленных критериев выплаты премий по результатам работы за год и премий за производственные результаты, что делает систему премирования непрозрачной;
ежегодная выплата премий не соответствует специфике деятельности гостиницы, в которой чётко выделяются «высокий» и «низкий» сезоны, принципиально различающиеся между собой.
Нематериальное стимулирование работников, в соответствии с условиями Коллективного договора, осуществляется в форме отчислений на культурно-массовые и физкультурные мероприятия (сумма отчислений, осуществляемых работодателем, составляет 0,3% от фонда заработной платы сотрудников). При этом следует отметить, что в Коллективном договоре обозначена только сумма расходов на нематериальное стимулирование, в то время как конкретное содержание методов не раскрыто.
В целом, можно отметить, что Коллективный договор не отражает конкретных инструментов и методов стимулирования труда персонала в ООО «Гостиница Октябрьская» и требует доработки в этом направлении.
Проблемой, взаимосвязанной с недостаточно эффективной системой материальной стимулирования, является отсутствие регулярной аттестации персонала, к результатам которой могли бы быть привязаны (хотя бы частично) меры материального стимулирования. Оценка и аттестация персонала являются очень затратной с точки зрения времени процедурой, и поэтому, учитывая, что в штате ООО «Гостиница Октябрьская» нет специализированного структурного подразделения или функционального специалиста, выполняющего обязанности в сфере управления персоналом, в существующих условиях её введение невозможно: для этого требуется организационная трансформация функций по управлению персоналом в гостинице.