Файл: Эффективность менеджмента организации (Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Социальная ответственность и организационная культура

Современное развитие практики управления показало, что успех любой компании определяется не рациональной организацией производства, сокращением затрат, развитием специализации (другими словами, влиянием менеджмента на внутренние факторы производства), а полным использованием гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Концепция внешней среды подразумевает социальные факторы и условия, которые непосредственно предопределяют многие стратегически важные решения, принятые компанией. [45, с. 154] Важную роль здесь играют экономические, политические, правовые, социально-культурные, экологические, технологические и все другие обстоятельства. Внешние факторы от самого низкого до самого высокого уровня диктуют стратегию и тактику организаций.

Теории приобретают наибольшую роль, раскрывают единство компонентов производства, которые тесно связаны с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которая имеет несколько особенностей: наличие определенного количества компонентов, которые имеют структурные отношения и взаимодействие в системе друг с другом, а в результате - появление новых явлений, обновленных процессов , В соответствии с современными принципами управления на первый план выходит признание социальной ответственности руководства как общества в целом, так и сотрудников организации. Характерным является формирование новых отношений между организацией и людьми, работающими в ней. [42, с. 154]

Принцип управления направлен на поощрение людей к продуктивным совместным действиям. [41, с. 121]

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что одной из основных задач менеджера является формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где взаимодействие и взаимопомощь организованы надлежащим образом. Каждая организация, которая функционирует в рыночной среде, должна самостоятельно решать проблемы не только внутренней организации, но и совокупности отношений с внешней средой. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она также играет социальную роль. Публичную роль можно рассматривать в двух аспектах: ориентация на клиента и его требования (удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием), а также в плане решения наиболее важных социальных проблем трудовых коллективов и окружающей среды организаций. [43, с. 154]


Роль бизнеса и его тенденции социализации в значительной степени зависят от изменений на рынке труда в будущем, необходимости решения чрезвычайно важных проблем, связанных с занятостью, безработицей, качеством трудовой жизни и обеспечением достойного труда экономически активным категориям населения - при всем этом бизнес должен взять на себя ответственность. [44, с. 154]

Социальная ответственность бизнеса определяется соотношением интересов государства (общества), бизнеса (предпринимателей) и работников (граждан). Бизнес обязан обеспечить нормальные условия и заработную плату, достаточные для удовлетворения социальных потребностей. [8, с. 110]

Эта точка зрения связана с теорией бизнеса Милтона Фридмана, согласно которой единственная социальная ответственность бизнеса - использовать его возможности и осуществлять деятельность, направленную на многократное увеличение прибыли, поскольку бизнес-правила позволяют.

Бизнес не только создает рабочие места и оплачивает работу, но также обеспечивает удовлетворение социальных потребностей, таких как обучение работников, повышение профессиональных навыков, воссоздание рабочих и их детей, а также предоставление услуг в области здоровья и фитнеса. Например, предприятия в плановой социалистической экономике держали в своих балансах профессионально-технические училища, детские сады, санатории и диспансеры. [13, с. 154]

Существует два основных компонента концепции социальной ответственности бизнеса. [9, с. 300]

Во-первых, это минимизация бизнес-рисков (идентификация и заполнение всех пробелов), которые существуют во взаимоотношениях между компанией и компанией.

Вторая - превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Таким образом мы делаем вывод, что компании могут использовать свою основную деятельность для решения социально-экономических проблем, что является, социальной инновацией. [11, с. 7]

Если мы условно представляем корпоративную социальную ответственность в форме пирамиды, то ее основой являются бизнес-деятельность компании с ее основными ценностями и принципами, а кроме того, это взаимодействие со всеми, кто интересуется делами компании. Сегодня многие компании, как показывает анализ, осознали необходимость систематической социальной политики. Это побуждает менеджеров создавать управленческие структуры, которые, в свою очередь, отвечают за реализацию социальной политики, а также внедряют новые социальные технологии на своих предприятиях и налаживают партнерские отношения с органами власти на разных уровнях в области социальной политики. Сам малый бизнес все чаще привлекается к благотворительным мероприятиям. В то же время участие российского бизнеса в социальной политике остается довольно неоднозначным. [15]


Во-первых, в бизнес-среде нет единых правил, каждая компания, независимо от ее интересов, определяет параметры своей социальной деятельности.

Во-вторых, социальная ответственность в ее форме и содержании во многом зависит от того, кто и как эти требования формулируются, и является ответом бизнеса на публичные требования властей. [18]

Сегодня на Западе основными приоритетами крупных корпораций являются: экономика, экология и социальная политика предприятия. [17] Ответственность в экономической сфере связана с повышением качества потребительских товаров; в области экологии (сохранение окружающей среды в хорошем состоянии, внедрение новых технологий и принятие мер по экономии ресурсов), в социальной политике - развитие и вклад в персонал. В развитых странах вопрос социальной ориентации перерос в вопрос социальной ответственности предпринимателей и менеджеров. [14] Социальная политика больше не может основываться на предположении, что личные интересы приводят к общественному благу и что они и общее благо могут рассматриваться независимо и не имеют никакого отношения друг к другу [22, с. 13]

Таким образом, он требует от менеджера принятия обязательства перед обществом и представления своих действий в этические правила. В дополнение к этим обязательствам менеджер должен содержать свои личные интересы и мотивы, чтобы не идти против этого дела.[1]

Что включает в себя социальная ответственность перед потребителями?

  1. психологически культурную и этическую службу
  2. информирование клиентов об особенностях продукта и предложениях
  3. безопасность и долговечность товаров
  4. предпродажное и послепродажное обслуживание
  5. вежливый и немедленный ответ на претензии
  6. гарантийный ремонт или замена
  7. долгосрочное удовлетворение потребностей клиентов (например, поставка специальных расходных материалов для данного продукта, запасных частей, периодическое техническое обслуживание, ремонт с предоставлением льгот)
  8. справедливая реклама
  9. признание прав лиц, органов и организаций, на которые возлагается обязанность контролировать предпринимательскую и управленческую деятельность.[25, с.65]

Социальный вклад подразумевает строгое соблюдение предпринимателем и менеджером существующих в государстве законов, регулирующих экономическую деятельность и поведение, гарантии занятости, права субъектов рынка, защиту интересов потребителей, охрану окружающей среды.[16]


Необходимо соблюдать условия поставок и расчетов, полное выполнение обязательств перед сотрудничающими организациями, инвесторами, банками, а также достойное отношение к конкурентам. Также необходим вклад предпринимательства и менеджмента в установление моральной атмосферы в обществе, создание здорового морального и психологического климата среди персонала предприятия на рынке. Одним из правил управления, распространенных за рубежом, является «никогда не обращаться с людьми, поскольку вы не хотите, чтобы с вами обращались».[40, с. 123]

Цивилизованное предпринимательство и управление могут быть плодом цивилизованных людей - развитых людей. Для этого вам нужно иметь чувство гражданской ответственности, лояльность традициям, подлинную демократию, проявлять интерес к нуждам людей и т. Д. Все вышеизложенное невозможно реализовать, потому что в психологии предпринимателей и менеджеров есть проблема. Нельзя не согласиться с мнением о том, что социальная ответственность подразумевает нечто большее, чем тратить мало времени и денег на дела общества. Это позиция, которую должны принять менеджеры как неотъемлемая и естественная часть их профессионального мировоззрения. [36, с. 43]

Необходимым психологическим состоянием является предприниматель и руководитель социальной ориентации среди основных ценностей ориентации своей деятельности, реализация которой обеспечивается путем достижения удовлетворительного равновесия между прибылью и социальной целесообразностью, а также исключение всего, что вызывает вред людям и общественным интересам от его деятельности. [38, с. 32]

Формирование эффективного управления требует поддержания высокой культуры поведения и лидерства в организации. В соревновании фактором номер один в настоящее время является поддержание высокой культуры поведения. [39, с. 156]

Организационная культура может быть представлена ​​как система давних общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил администрации и персонала, которые выдержали испытание временем. [35, с. 134]

Расположения менеджмента к организационной культуре определяется тем, насколько сильно ее влияние на подчиненных и как она сама управляема. Управляемость же культуры во многом зависит от ее источника.

Таковым является деятельность администрации, культура полностью управляема и обновляется в результате смены лидеров или стратегии руководства. [37, с. 154]

Культура формируется как результат взаимодействия индивидуальных культур членов организаций, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею невозможно.


Осуществляя процесс управления, менеджеры могут:

  • первое - действовать строго в рамках культуры. В этих условиях ее прогрессивность обеспечит успех, но ее не соблюдения может привести т к падению эффективности работы, то есть необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы;
  • во-вторых, идти "напролом", игнорируя сложившуюся культуру управления. Даже несмотря, если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они могут вызвать сопротивление персонала и вряд ли будут особо успешными;
  • в-третьих, принимать решения частично опираясь на действия в рамках культуры, но по необходимости можно, в редких случаях, действовать и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость проводимых изменений и по возможности не перегибать палку;
  • в-четвертых, предпринимать при необходимости шаги которые не совместимые с культурой управления. При этом требуется преобразования самой культуры управления с учетом препятствий и трудностей которые будут на этом пути. [34, с. 154]

Управлять организационной культурой можно с помощью таких мер, как

  1. контроль ее состояния менеджерами
  2. пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам
  3. подбор кадров, соответствующих данной культуре управления, и постепенное изменение персонала, который не готов работать с данной организационной культурой. [33, с. 154]

Вывод: частое изменение культуры влечет за собой также изменение поведения людей и может привести организацию на новую качественную ступень. [23, с. 154]

1.4 Влияние культуры на организационную эффективность

Важным фактором в достижении эффективности организации является ее культура. С точки зрения менеджмента культура организации - это способы работы и способы общения с людьми в организации. Под культурой организации также понимают атмосферу или социальный климат в организации. [31, с. 81]

«Культура» организации включает идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, методах мотивации сотрудников, имидже организации и т. Д.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с хорошо организованной организационной культурой он, кажется, отделен от людей и становится атрибутом организации, ее часть, которая оказывает активное воздействие на членов организации, изменяя их поведение в соответствии с норм и ценностей, которые формируют его основу.[2]