Файл: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ (Характерные черты судебной власти.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характерные черты судебной власти.
Судебная власть, ее понятие, признаки и задачи.
1.2 Функции и принципы судебной власти.
Глава 2. Сущность судебной власти.
2.1 Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.
2) в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда есть возможность восстановить нарушенное право, но правонарушитель заслуживает ещё и наказания. Например, суд при рассмотрении дел о краже в случае причинения потерпевшему материального ущерба принимает решение не только о наказании виновного, в случае подтверждения его вины, но и о возмещении подсудимым причинённого потерпевшему ущерба.
Однако, В.М. Савицкий считал, что “задача суда - судить, то есть рассматривать и проверять доброкачественность представленных сторонами материалов, дать им свою оценку и затем изложить её в своём решении. Иными словами, суд должен решать спор, осуществлять правосудие — не больше и не меньше”13.
В рамках рассматриваемого вопроса интересна позиция И.Л. Петрухина, который утверждает, что с идеей правового государства не согласуется возложение на суды задач раскрывать преступления и изобличать виновных, равно как и задач искоренять преступность, в чём выражаются функции правоохранительных органов, а не суда14. Однако, поскольку осуществление правосудия есть не задача суда, а возложенное на него Конституцией РФ полномочие осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”); правоохранительный характер деятельности суда не сводится только к борьбе с преступностью, а включает в себя более широкие функции. Например, судебная защита прав граждан, что, на наш взгляд, может являться основанием для отнесения суда к правоохранительным органам.
1.2 Функции и принципы судебной власти.
Судебная власть выполняет ряд функций. Из определения судебной власти мы можем сделать вывод о том, что важнейшей функцией судебной власти является осуществление правосудия, т.е. осуществляемой судом в пределах его компетенции деятельности по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность. Правосудие как осуществляемая функция судебной власти в правовом государстве должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, а также предупреждению правонарушений.
Помимо функции осуществления правосудия, есть и другие наиболее важные функции судебной власть в правовом государстве:
Конституционный контроль – это деятельность по контролю за тем, чтобы законы и другие нормативные правовые акты, действия высших должностных лиц и должностных лиц субъектов РФ соответствовала требованиям Конституции РФ. Осуществляет его Конституционный Суд РФ (на федеральном уровне, на уровне субъектов – конституционно уставной суд субъектов РФ.
Обеспечение судебной деятельности - это финансовое и материальное обеспечение судов. Эту функцию выполняет сам суд, а именно Департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения в субъектах.
Прокурорский надзор - надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения; надзор за соблюдением Конституции РФ, законов и других нормативно правовых актов на территории РФ. Эту функцию выполняет прокуратура. Конституция РФ предусмотрела судебное решение как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения.
Нормоконтроль, или судебный контроль за законностью нормативно правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, осуществляемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствие с их подсудностью (подсудность суть разграничение компетенции между различными звеньями одной подсистемы судов, в то время как подведомственность есть разграничение компетенции по рассмотрению и разрешению дел между судами различных подсистем органов судебной власти). Разрешение судами гражданских дел об оспаривании законности актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов РФ позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц, способствует усилению прав граждан и юридических лиц.
Судебная власть в лице высших судебных органов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ), активно реализует право законодательной инициативы по вопросам ведения. Многие законопроекты, подготовленные ВС РФ, направлены на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса, о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, КОАП РФ и другие законы были приняты Государственной Думой Федерального Собрания.
Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики является одной из важнейших функций судебной власти. Эта функция направлена на обеспечение единства судебной практики. И, тем самым. И на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ и её субъектов, а также других лиц.
Принципы судебной власти являются руководящими положениями, т.е они обязательны для соблюдения15, как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.).
Принцип законности – это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Такое определение этого универсального правового принципа вытекает в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Законность – это важнейшее проявление демократии, поскольку власть народа реализуется в установленном и надлежащем исполнении законов и иных правовых актов. В сфере правосудия он имеет многогранные проявления. Главное его назначение в том, чтобы обеспечить верховенство (приоритет) федеральной Конституции и федеральных законов по отношению ко всем другим актам, процедуру самого судопроизводства подчинить федеральным законам.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия – универсальный принцип, характеризуется Конституцией РФ как непосредственно действующие (ст.18). В Конституции РФ в ст. 2 сформулировано «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Правом на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека. Закрепив его в Конституции, Российская Федерация тем самым признала требования демократического международного сообщества.
Принцип осуществления правосудия только судом – закреплен в ст. 118 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 4 Закона о судебной системе16, где сказано что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Естественно суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен отправлять справедливое правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен17. Например, дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматривать один судья, суд в составе трех судей-профессионалов или один судья-профессионал и два арбитражных заседателя. Конкретный состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело18.
Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону – провозглашен ст. 120 Конституции РФ и отражен в законах о судебной системе (ст. 5), о судопроизводстве (ст. 12), об арбитражных судах (ст. 6), о статусе судей (ч. 4 ст.1), о Конституционном Суде(ст. 5, 13, и 29), о военных судах (ст. 5), о мировых судьях (ст. 1), ГПК (ст. 8) и АПК (ст. 5). Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от двух других ветвей власти – исполнительной и законодательной. Суть данного принципа заключается в том, что исключается воздействие на судей со стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и арбитражным судам. Гарантией независимости судебной власти от законодательной и исполнительной служит принципиально новое положение ч. 2 ст. 120 Конституции РФ. Конституционной обязанностью суда при рассмотрении гражданского и уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным и иным органом.
Принцип гласности судопроизводства – находится в полном соответствии с п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сущность гласного судебного разбирательства состоит в том, что суд рассматривает уголовные, административные, гражданские и арбитражные дела в открытом судебном заседании19. Это демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство. Конституционные принципы гласности не могут быть реализованы вне условий устности и непосредственности судебного разбирательства, выступающих в качестве элементарного инструментария осуществления гласности и состязательности при осуществлении правосудия20.
Принцип обеспечения каждому судебной защиты прав и свобод – право на судебную защиту, закрепленное на конституционном уровне (ст. 46 Конституции РФ), следует рассматривать как юридическую гарантию. Признание в качестве принципа права на судебную защиту означает, что демократические принципы правосудия создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту – принцип опирается на конституционные нормы и конкретизируется ст. 16 УПК. Среди проявлений действия принципа следует назвать: 1) наделение указанных лиц комплексом таких прав, реализация которых позволила бы им самим эффективно защищать свои права и законные интересы «всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ)21; 2) обязанность должностных ли, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей разъяснять участникам процесса их права и обеспечивать возможность подозреваемым, обвиняемым либо подсудимым осуществления этих прав; 3) допуск защитника на ранних этапах ведения дела; 4) обязательное участие адвоката в предусмотренных законом случаях и др.
Принцип презумпции невиновности – это положения, устанавливающие наличность фактов или событий без полного доказательства их существования. Один из основных демократических принципов не только правосудия, но и всего уголовного процесса. Закреплен в ст. 49 Конституции РФ.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом – (ст.19) данный принцип провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, национальности, расы и других обстоятельств.
Принцип состязательности и равноправия сторон – закреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и защиты. В уголовном судопроизводстве стороны – это его участники, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения или защиты от обвинения, стороны имеют равные права и юридические возможности отстаивать свои интересы.
Национальный язык судопроизводства – язык, на котором ведутся все формы судопроизводства в судах, входящих в судебную систему Российской Федерации. Этот принцип закреплен в ст. 28, 68 Конституции РФ).
Глава 2. Сущность судебной власти.
2.1 Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.
Концепция разделения властей на российской почве прижилась не сразу, так как она ориентирована на подрыв устоев монархического устройства государства. Только в конце XIX — начале XX в. о ней заговорили, как об идее, реализация которой должна привести к преобразованию России в правовое государство. Основная причина — курс на всевластие Советов, а впоследствии и на господство командно-административной системы, которая не допускала и не могла допустить какого-то разделения государственной власти. В конце 80-х гг. стало появляться более серьезное отношение к проблеме разделения властей. По времени это совпало с официозным провозглашением курса на преобразование нашего государства в правовое, с признанием того, что такое государство невозможно без верховенства закона и надежно обеспечивающего подобное верховенство механизма, основной рычаг которого многие усматривали и усматривают в разделении властей.22 Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", в п. 13 которой четко сказано: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства"23. Почти два года спустя, 21 апреля 1992 г., эта идея была закреплена на конституционном уровне. В ст. 3 действовавшей тогда Конституции РСФСР провозглашалось, в частности, что "система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей...". Это положение приобрело несколько иное звучание в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10)24. Приведенные положения дают основание считать, что судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. В понятие «власть» нередко включают, прежде всего, способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т.п. Таким видят данное понятие не только философы и обществоведы, но и знатоки русского языка. Например, В.И.Даль писал, что власть — это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление..."25. Несколько иначе по форме, но по сути так же определял власть и С. И. Ожегов. По его мнению, таковой следует считать "власть – это право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле"26. В зарубежном толковом словаре английского языка Уэбстера основные значения термина "власть" раскрываются, как "способность действовать или достигать результата", "юридическое или официальное полномочие, способность или право", "обладание контролем, полномочием или влиянием в отношении других"27, а в статье о понятии "политическая власть", помещенной в Оксфордском энциклопедическом словаре, — как "способность достигать желаемые цели вопреки сопротивлению", "способность понуждать других делать то, что они сами не стали бы делать"28.