Файл: Особенности восприятия времени у лиц с различным темпераментом (Теоретический анализ понятия восприятия времени).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Введение
Одним из развитых направлений изучения врожденных особенностей индивидуальности является изучение темперамента. Наиболее комплексными исследованиями в этой области являются работы, начатые еще И.П. Павловым и продолженные В.Д. Небылицыным, Б.М. Тепловым, В.М. Русаловым, П.В. Симоновым, Г. Айзенком, Я. Стреляу, Д. Греем, М. Закерманом и другими.
Также в последнее время большое внимание стало обращаться на такую категорию как восприятие времени, в немалой степени связанное личностными особенностями человека, в том числе и его темпераментом.
Хотя темперамент является достаточно популярным объектом исследований в мировой и отечественной психологии, однако можно насчитать единичные работы, анализирующие влияние особенностей темперамента на восприятие времени. Анализ всего комплекса формальных психических свойств и их взаимодействия был в свое время развит на основе специальной теории индивидуальности, согласно которой выделяются три класса таких свойств: формально-динамические, формально-эмоциональные и формально-программные.
В.М. Русалов выдвинул новую концепцию темперамента, которая учитывает влияние социального аспекта на его структуру. Согласно этой теории, темперамент является продуктом развертывания врожденных программ поведения в процессе развития ребенка, которое происходит по определенным законам. Это развертывание происходит по трем направлениям, определяющим структуру темперамента:
а) формирование динамико-энергетических характеристик;
б) формирование общих способов эмоционального реагирования;
в) формирование особенностей предпочтения.
Исходя из данной актуальности нашей проблемы, мы выдвинули цель нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности восприятия времени в связи с темпераментом человека.
В соответствии с целью исследования нами были также выдвинуты объект и предмет исследования.
Объект - восприятие времени человека в связи с темпераментом
Предмет - особенности связи темперамента и восприятия времени человеком.
Были сформулированы и решены следующие исследуемые задачи:
1. Изучить и анализировать литературу по данной теме.
2. Определить понятие восприятия времени в науке
3. Определить понятие темперамента в науке
4. Найти какую-либо связь или отсутствие связи между темпераментом и восприятием времени.
Гипотеза: между типом темперамента и типом восприятия времени существует взаимосвязь.
1 Теоретический анализ понятия восприятия времени
1.1 Понятие восприятия времени
Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов – ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощущений. Восприятие зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Проблема восприятия времени интересовала ученых с давних пор. Представители разных школ и направлений по-разному трактовали данный феномен. Одни утверждали, что восприятие времени является отражением в человеческом сознании существующего независимо от него времени.[1] По мнению других, время есть изначальное свойство человеческого организма.[2] Также существует точка зрения на восприятие как на отдельный вид представлений, т.е. восприятие является актом психической деятельности и, в свою очередь, сами могут быть лишь результатом психической деятельности.[3]
Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия – отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология – отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия – субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события.[4]
В данном виде восприятия различают ощущение длительности, основанное на висцеральной чувствительности, и собственно восприятие времени как результат развития этого ощущения.[5] Однако и собственно восприятие времени представляет собой не однородный процесс, а делится на восприятие временной длительности, временной последовательности, а также восприятие темпа и ритма. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. По Рубинштейну, установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временный интервал, включает в себя знание того, что день – это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.
Также имеет место предположение некоторых ученых о существовании у человека неких «биологических часов», сходных с таковыми у животных. Однако роль этих «часов» у человека несколько иная, чем у животных. «Биологические часы» животных отсчитывают время соответственно внешним изменениям на основе собственного опыта особи и за эти пределы не выходят. У человека в отличие от животных «биологические часы» опосредствованы общественным опытом. Поэтому отражение времени человеком представляет сознательный процесс, по отношению к которому «биологические часы» находятся в подчиненном положении.[6]
Основное разделение понятия восприятия времени лежит в русле разграничения материалистического и идеалистического направлений в философии и психологии. Идеалисты придерживались мнения, что время является свойством человеческого духа, особенностью именно человеческой психики. Соответственно, для этого направления не существует самого восприятия времени, так как воспринимать можно лишь нечто объективно существующее.
В противоположность первому течению, материалисты утверждали, что первичным является именно объективное время, а восприятие его человеком – явление вторичное.
Идеалистическое направление в определенный период разделилось на два в чем-то схожих направления – генетизм и нативизм. Представитель последнего течения У.Джемс считал, что каждый человек обладает «чувством времени», которое представляет собой добавочное свойство душевной деятельности, которое требует определенных объяснений. Минутные интервалы времени человек оценивает посредством фиксирования изменений в физиологических процессах организма.[7]
Представители генетизма рассматривали время как особенность человеческого организма, представляющую собой не простую сумму слуховых и кинестетических ощущений, а их комбинацию, взаимодействие. Мюнстерберг связывал восприятие времени с работой кинестетических анализаторов, фиксирующих прилагаемые для передвижения усилия связок и мышц. Посредством присоединения сенсорного процесса человек получает возможность оценивать промежутки времени.
На крайних идеалистических позициях стоял представитель генетизма Анри Бергсон. По его теории существует время, которое точно измеряемо и объективно существующее в окружающем пространстве, а есть время-переживание, время-«чистая длительность», которое непрерывно и изменчиво, является истинным и лежит в основе бытия.[8] Далее его постулаты развил П.Жане, утверждавший, что восприятие времени связано с логической памятью, в основе которой лежит последовательность связанных событий. В определенный период взросления ребенок обретает способность дифференцировать события по отношению во времени, отношению «раньше» и «позднее», что и приводит к появлению ориентировки во времени.[9]
Совсем иначе проблему восприятия времени рассматривали представители бихевиористского направления. С их точки зрения, время существует как реальный объективный фактор, воздействующий на человека как один из раздражителей. Этот раздражитель приводит к некоторым изменениям в организме, к коим и относится ориентировка человека во времени. Уотсон считал, что в основе чувства времени лежат ритмические процессы в организме, на которые в своей жизни и ориентирован человек – сердцебиение, дыхание, голод, выделительные функции, половая деятельность.9
В рамках марксистского подхода вопросами восприятия времени занимался И.М.Сеченов. Время определялось как объективная форма бытия, существующая вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось как одна из основных форм материи. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память – память времени.[10]
Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых складывается ориентировка во временных отрезках.
В отличие от бихевиоризма, направленного на внешнее фиксирование происходящих явлений, представители когнитивного направления больше внимания уделяли внутренним процессам, а именно когнитивной активности человека. В данном контексте восприятие времени представляет собой «когнитивную конструкцию, продукт умственной активности»[11], оцениваемый в зависимости от объема информации, подвергшейся когнитивной обработке за определенный промежуток времени.[12] Восприятие человеком продолжительности какого-либо события зависит от того, какое количество информации он сознательно усвоил и сохранил за этот промежуток времени. Таким образом объяснялась разница в восприятии одинаковых отрезков времени: чем больше информации проходит когнитивную обработку, чем сложнее эта информация, тем более продолжительным кажется этот отрезок времени для человека.
Проблема восприятия времени рассматривалась и в рамках деятельностного подхода. Уже упоминавшийся Анри Бергсон утверждал, что длительность любого события определяется посредством действия, заполнявшего конкретный промежуток времени, а потому одновременными моментами считаются те, которые составляют части одного и того же действия. Также развитие ориентирования во времени в данном подходе ставится в зависимость от уровня развития деятельности человека и производственных сил. На раннем этапе развития первобытный человек определял только короткие интервалы времени, словно жил только в настоящем, не опираясь на прошлое и не ориентируясь на будущее. С развитием уровня сложности деятельности усложняется и ориентировка во времени, удлиняются воспринимаемые интервалы времени, упрочняется и усложняется связь событий в жизни каждого человека и общества.
С точки зрения представителей деятельностного подхода время как основная форма бытия всегда заполнена определенным содержанием, даже если это содержание и не доступно стороннему наблюдателю. Существование времени без содержания предполагает существование бытия вне времени, что категорически отрицает существование самого бытия. Соответственно, время всегда заполнено некоторым содержанием, некоторой деятельностью, при помощи которой и происходит восприятие и оценки длительности, быстроты и последовательности временных интервалов.[13]
1.2 Свойства восприятия времени
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.
Прежде чем рассматривать собственно восприятие времени, необходимо коротко обозначить основные свойства, присущие всем видам восприятия. К таковым относятся целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и избирательность.[14]
Целостность восприятия выражается в способности человека воспринимать объекты в их системности, а не как сумму составляющих. Это свойство проявляется и как объединение разных элементов в единый образ, и как независимость воспринимаемого целого от его частей. Формирование целостного образа всегда опирается на знания и прошлый опыт человека, соответственно, маленькие дети не способны соединить части незнакомого предмета в единство. Временная последовательность также воспринимается в единстве и неразрывности, будущее, на мгновение становясь настоящим, превращается в прошлое. Человек не замечает течения времени как смену определенных интервалов или единиц исчисления, учитывается только непрерывная последовательность событий.