Файл: Особенности восприятия времени у лиц с различным темпераментом (Теоретический анализ понятия восприятия времени).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
(Интроверсия и экстраверсия по К.Г. Юнгу[37]
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.)
Помимо перечисленных психологических особенностей "традиционных" типов темперамента в рамках "своей" концепции каждый исследователь также может выделять какие-то свои типологические особенности темперамента человека.
Вывод:
Таким образом, вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты - или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).
Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что структура основных свойств системы нервной много сложнее, а число комбинаций гораздо больше. Однако указанные четыре типа как самые обобщенные можно использовать для изучения индивидуальности.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.
3 Связь восприятия времени и темперамента
Связь восприятия времени и темперамента можно рассматривать как индивидуальную способность к регуляции времени, как способность к планированию, к определению последовательности операций во времени. Способность сосредоточивать максимум напряжения, усилий в данный момент, сохранять психические резервы до конца осуществления деятельности, устанавливать психологически и объективно целесообразную ритмику формируется и воспитывается у личности как способность к регуляции времени. Личность, способная работать в условиях временного стресса, снимать или усиливать его действие, может улавливать и выделять временные "пики", оперативно использовать все временные параметры, определять пределы, как допустимых опозданий, так и допустимых опережений, и все это делается на основе индивидуального темпа деятельности, который в свою очередь в очень большой степени определяется темпераментом.
При анализе индивидуальной способности к регуляции времени необходимо учитывать все уровни этой регуляции - от простого напряжения всех физических сил, нервно-психических усилий, включая целесообразное распределение памяти, внимания, мышления, воли, до организации деятельности в ее временной последовательности, скорости протекания нервно-психических процессов. При этом каждый уровень регуляции времени выступает средством решения задачи регуляции времени на следующем уровне. Например, психическая регуляция выступает средством решения задачи регуляции деятельности. В свою очередь регуляция деятельности является условием превращения личности в субъекта деятельности.
Оптимальная форма проявления способности к регуляции времени - это организация жизни как единого целого, самостоятельное определение жизненных периодов, фаз, занятий, их последовательности и смысловой иерархии. Высший уровень развития этой способности означает, что вся динамика жизни начинает зависеть от ее субъекта, индивидуального темпа и характера его развития. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему распределить время в условиях, когда время наступления событий неопределенно, когда отсутствует строгая детерминация времени - это особые личностные (темперамент) временные (восприятие времени) способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность ее общественной и личной жизни.
Если способность к организации времени выступает как временное и ценностное упорядочение жизни, ее событий, этапов, то активность в организации времени - это реальное созидание времени жизни, его умножение, расширение, наполнение. Это достигается различными путями: в одном случае - оптимальным использованием человеком своих природных и психических возможностей (резервов развития) - т.е., темперамента, в другом - нахождением личностью оптимально-индивидуального темпа жизни, выбором оптимальной стратегии поведения - типа деятельности на основе темперамента, в третьем - своевременным включением личности в социальные процессы, оптимальным соединением индивидуальной и коллективной активности - восприятие времени. Здесь своевременность раскрывается в связи с динамикой объективного хода жизни, социальных процессов и событий. Активность личности (тот же темперамент) при этом может проявляться своевременно или несвоевременно.
Анализ развития личности, ее способности к организации времени жизни обнаруживает, что управление временем со стороны личности носит или прямой, или опосредованный характер. Развитие личности (ее опыт, знания, способности и, наконец, зрелость) есть потенциальное время (или потенцирование времени), которым личность не может управлять непосредственно. Но активность (скорость протекания а активации нервно-психических процессов) превращает это потенциальное время в реальное время (актуальное время), увеличивая временные возможности личности. Активность интенсифицирует жизненные и личностные процессы, способствует более полному самовыражению и тем самым увеличивает ценность реального времени жизни. Способность личности к организации времени жизни есть непосредственное управление временем, овладение им.
Психологи также установили, что время жизни можно рассматривать типологически, как и темперамент. Типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких (краткосрочных) временных связях с социальными условиями. Они получают от социальных ситуаций своего рода дополнительное ускорение. Типы личности, слабо включенные в социальные процессы, которые не осознают свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны и обладают малым "ускорением", поскольку не знают, чем это время заполнить. Это два крайних типа. Личности первого типа живут преимущественно в сфере общественно необходимого времени, соответственно их время и более очерчено, от них требуется определенная производительность труда, определенная скорость протекания нервно-психических процессов. Одновременно они пользуются всеми ценностями общественного времени, они в меньшей степени являются субъектами собственной жизни, распределителями ее времени. Личности противоположного (второго) типа, максимально высвобождающие свободное время для "подлинной" жизни, минимально включены в социальные процессы. Свободное время личностями этого типа осознается как личностная ценность, но не присваивается ими как ценность. Свободное время превращается в антиценность, т. е. растрачивается или становится безличностным, обедненным способом жизни - такое больше всего свойственно людям с "медленными типами темперамента".
Таким образом, в регуляции времени просматриваются различные личностные способы. Один из них заключается в максимальном соответствии требованиям общественного времени, в приноравливании к скоростям социальной жизни, к социальным требованиям, предъявляемым к личности. Другой состоит в том, чтобы, превратив время в самоценность, высвободить максимум свободного времени. Однако такие личности, как правило, не реализуют время как ценность, поскольку не используют его для своего развития.
Эти типы не встречаются в чистом виде: способ творческой жизни может совмещаться со способом социальной жизни и т. д. В этом случае движущие силы развития могут суммироваться - индивидуальные факторы развития усиливаются общественными. Однако вполне возможно, что соединение разных типов жизни порождает противоречия между ними на жизненном пути данной личности, и тогда развитие осуществляется в процессе разрешения ею противоречий.
Активность личности может носить стихийный характер и достигать оптимальности случайным, подражательным путем. Или проявляя активность, личность может учитывать закономерности общественного времени, общественные требования, т. е. по существу активно осуществлять общественно необходимые требования, последовательно и самостоятельно их реализовывать. На основании параметров активности, учета описанных выше типов, а также некоторых общих характеристик личности можно выделить четыре типа регуляции времени (по В.И. Ковалеву).
1. Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Она не успевает за временем, не может организовывать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление. Этот способ организации времени жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы, т. е. краткосрочной и пассивной регуляцией.
2. Функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их объективные или субъективные последствия; отсутствует пролонгированная (длительная) регуляция времени жизни - жизненная линия. Данный тип является примером краткосрочной активной регуляции времени (событийное время).
3. Созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится ко времени, у нее отсутствует четкая организация времени жизни.
4. Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.
Данная типология строилась всего по двум основаниям, но косвенно выявилась и ценностность времени для каждого из типов, и возможность определения этой ценности. Так, для функционального типа значимыми выступают только данная ситуация и данный момент его активности; когда же "дело сделано", время теряет свою ценность. Новый подъем активности и расчет момента действия, соотношения внешних и внутренних сил и т. д. привязан только к следующей ситуации.
Л.Ю. Кублицкене была предпринята попытка изучить соотношение субъективного и объективного времени, взаимосвязь переживания, осознания времени и его практической регуляции. Для эксперимента на основании анализа разных видов профессиональной деятельности были выделены основные общие временные режимы, в которых она чаще всего осуществляется: 1) оптимальный для осуществления деятельности срок, данный человеку; 2) неопределенный срок для осуществления этой деятельности, при котором он сам должен определить момент ее окончания; 3) лимит времени, когда человеку необходимо достаточно напряженно работать, чтобы уложиться в данное ему время; 4) избыток времени, когда его дается заведомо больше, чем необходимо; 5) дефицит времени, т. е. явно недостаточное время.
Л.Ю. Кублицкене после проведения экспериментов удалось построить следующую типологию:
Тип, условно названный оптимальным, тип, названный дефицитным, "спокойный" тип, тип "исполнительный", "тревожный" тип, "неоптимальный" тип.
Тип, условно названный оптимальным, во всех временных режимах действовал успешно, т. е. справлялся с любыми временными задачами; его переживания не были связаны с его деятельностью. Можно сказать, что этот тип личности раскрывает более конкретно механизм способности к организации времени. На наличие такой способности указывает то, что он успешно работает в любых временных режимах, способен к решению любых временных задач.
Тип, названный дефицитным, все сроки сводит к дефициту времени, т. е. субъективно уравнивает все временные режимы, но действует успешно. Ведущей для него является внешняя заданность времени, причем минимального времени, именно поэтому его переживания времени также не связаны с его деятельностью, не участвуют в ее регуляции.
"Спокойный" тип, наоборот, испытывает трудности в режиме дефицита времени или ограниченного срока, а в остальных режимах действует успешно. Этому типу людей целесообразно заранее сообщать о предстоящей деятельности, и тогда они в порядке саморегуляции успешно с ней справятся, организуя и упорядочивая свое время. Переживания этого типа двойственны: когда он определяет сроки сам, то он переживает время как напряженное, что свидетельствует о его самомобилизации и саморегуляции, когда же время задается извне, он дезорганизуется.
Тип "исполнительный" успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, т. е. почти во всех режимах с внешне заданным сроком. В его переживаниях времени преобладает эмоциональное отношение, что, по-видимому, связано с особым чувством порядка и удовлетворенности.