Файл: Методы и принципы регулирования торговли в соответствии с ФЗ-№ 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». (Общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) о внесении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки навязываемых условий, перечисленные выше.

Из данной статьи следует, что перечни дискриминационных и навязываемых условий являются открытыми. Неясно, является ли включение данных условий основанием ничтожности договора (или его части) по ст. 168 ГК РФ. Статья 13 Закона N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные, а не гражданско-правовые правила. В то же время включение дискриминационного или навязываемого условия нарушает Закон N 381-ФЗ, а в соответствии со ст. 21 данного Закона лица, виновные в его нарушении, в том числе несут гражданско-правовую ответственность. Кроме того, Закон N 381-ФЗ, а также КоАП РФ не содержит специальных норм о последствиях включения указанных условий в договор. Также нельзя однозначно утверждать, что включение данных условий в договор поставки продовольственных товаров является зло у потреблением доминирующего положения на рынке в смысле ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Однако в пользу того, что включение дискриминационных и навязываемых условий в договор не является основанием его ничтожности в связи с наличием специальных правовых последствий, указывает п. 3 ст. 16 Закона N 381-ФЗ, согласно которому при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Закона N 381-ФЗ, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.


При этом можно сделать вывод о том, что нарушение нормативно установленного порядка ценообразования не является основанием для признания договора ничтожным по ст. 168 ГК РФ, поскольку правовые последствия такого нарушения прямо предусмотрены ст. 14.6 КоАП РФ.

Приобретение и аренда торговых площадей

Статья 14 Закона N 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой.

Специальное упоминание данного органа исполнительной власти дает основания предположить, что ФАС России является заинтересованным лицом по данному иску в силу закона. Это не требует доказывания такой заинтересованности.

Статья 14 Закона N 381-ФЗ ограничивает развитие субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети в границах административно-территориальных образований, по всей видимости, с целью поддержания и развития конкуренции на продовольственном рынке данных образований.

Приведенные нормы не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов, если они были совершены до вступления в силу Закона N 381-ФЗ. Ограничения, предусмотренные ст. 14, применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г. (п. п. 3 и 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).


Договор комиссии

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

При применении данной нормы может возникнуть вопрос о том, подпадает ли под данный запрет договор агентирования, заключенный по модели договора комиссии (когда агент действует от своего имени, но за счет принципала), поскольку данный договор не является смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Социально значимые продовольственные товары

В п. п. 5 и 6 ст. 8 Закона N 381-ФЗ закреплены особенности оборота социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Рассматриваемый Закон не раскрывает содержания термина "социально значимый товар". При этом предусмотрено, что перечень таких товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством РФ.

Законом N 381-ФЗ предусмотрено, что если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта (или субъектов) РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то Правительство РФ вправе установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта (субъектов) РФ. Данные цены вводятся на срок не более чем 90 календарных дней.

Размещение нестационарных торговых объектов

В силу п. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения таких торговых объектов в схему размещения устанавливается Правительством РФ, что следует из п. 2 данной статьи.


Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Пункт 4 данной статьи устанавливает преференцию для субъектов малого и среднего предпринимательства: 60 процентов нестационарных торговых объектов предусмотрены схемой размещения для использования данными субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

В п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ подчеркнуто, что утверждение схемы размещения нестационарных объектов (а также изменения в нее) не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Схема размещения нестационарных торговых объектов подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, что следует из п. 5 указанной статьи.

Организация ярмарок и продажа товаров на них

Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется ст. 11 Закона N 381-ФЗ. Ярмарки организуются органами государственной власти и местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организаторы ярмарки).

Организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест.

Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, что следует из п. 4 данной статьи. Согласно п. 5 указанной статьи такое предоставление является возмездным, размер платы за торговое место и за оказание услуг по обеспечению торговли определяется организатором ярмарки.


Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области торговой деятельности

Данные требования установлены ст. 15 Закона N 381-ФЗ в целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные органы и организации, осуществляющие их функции, не вправе принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Так, ст. 15 Закона N 381-ФЗ запрещено:

1) возлагать на субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров обязанность участвовать в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, если такая обязанность не передана указанным органам;

2) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров участвовать в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным Федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования. К таким процедурам и условиям относятся аттестация торговых объектов, аккредитация субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства;

3) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, который установлен органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ, если указанные органы не наделены правом государственного регулирования цен;

4) принимать нормативно-правовые акты и решения:

- запрещающие или ограничивающие свободное перемещение товаров;

- вводящие ограничения продажи отдельных видов товаров;

- понуждающие субъектов торговой деятельности к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот;