Файл: Методы и принципы регулирования торговли в соответствии с ФЗ-№ 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». (Общие положения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и принципы регулирования торговли в соответствии с ФЗ-№ 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. Особо следует отметить, что Законом N 381-ФЗ введены специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров.

Общие положения

Действие Закона N 381-ФЗ распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами (далее - субъекты) в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.

Данный Закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Статья 2 Закона N 381-ФЗ раскрывает основные термины: торговый объект, стационарный торговый объект, не стационарный торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Критерием их разграничения является прочная связь с землей. Если торговый объект обладает такой связью, то он относится к стационарным, если нет - к нестационарным. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) можно сделать вывод о том, что стационарный торговый объект является недвижимым имуществом.

Интерес представляет определение торговой сети, к которой относятся два и более торговых объекта, если они находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением либо иным средством индивидуализации. Законодатель не связывает вопрос признания торговой сетью совокупности торговых объектов с оборотом данных объектов или их долей на рынке.


Методы государственного регулирования торговой деятельности

В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.

Для применения указанных методов государственного регулирования ст. ст. 5 - 6 Закона N 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.

К полномочиям Правительства РФ среди прочего относится следующее:

1) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), являются:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем.

Среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ необходимо отметить следующие:


1) разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

2) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Следует отметить, что такие органы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) вправе создавать указанные условия, только если это определено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Договорные отношения в торговой деятельности

Законом N 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее - субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

Договор поставки

В соответствии с Законом N 381-ФЗ изменены преддоговорные отношения сторон договора поставки продовольственных товаров, а также условия этого договора.

Пункт ст. 9 Закона N 381-ФЗ предусматривает, что субъект торговой деятельности обязан предоставить поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.


Данный доступ обеспечивается путем размещения информации на сайте субъекта торговой деятельности или предоставления запрашиваемых сведений безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Аналогичная обязанность возложена и на поставщика продовольственных товаров.

Закон N 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст. 9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров. Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Пункт 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ императивно устанавливает, что иные вознаграждения за исполнение субъектом торговой деятельности условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора.

Пункт 7 ст. 9 Закона N 381-ФЗ регулирует порядок заключения договора поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговой деятельности. В этом случае срок оплаты таких товаров определяется следующим образом:

1) продовольственные товары, срок годности которых менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

3) продовольственные товары, срок годности которых свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение 45 календарных дней со дня приемки товаров субъектом торговой деятельности.

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

Законодатель урегулировал ситуацию, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности. В этом случае сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.


В п. п. 10 и 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ установлен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий. Так, не допускается:

- запрет на перемену лиц в обязательстве по договору путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

- условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров.

Кроме того, п. 12 данной статьи предусмотрен запрет на заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению таких товаров.

Пунктом 11 данной статьи установлено, что услуги по продвижению продовольственных товаров оказываются субъектом торговой деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг.

Можно прийти к выводу, что оказание данных услуг может осуществляться исключительно на основании договора возмездного оказания услуг, а не на основании иных договоров, в том числе посреднических. Тем самым можно заключить, что в этом случае законодатель ограничил свободу сторон договора.

Для определения условий договора поставки продовольственных товаров необходимо руководствоваться ст. 13 Закона N 381-ФЗ, устанавливающей антимонопольные правила для субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с данной статьей субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;