Файл: Права и свободы граждан России по административному праву (Права и свободы граждан РФ по административному праву).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
а) восстановлению нарушенных прав;
б)совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;
в)гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;
г) выявлению нарушенных прав;
д) устранению выявленных нарушений;
е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.
Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан (Положение о нем утверждено Указом от 22 мая 2004 г. ) и по работе с обращениями граждан ), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека. Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная от Президента РФ и до местной администрации. Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства. Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение - это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих. Заявление есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов. Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов
Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.
Заключение
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета, 1993 – 25 дек
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011
4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
5. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»//СЗ РФ № 34, ст. 4028.
6. Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. (в ред. от 7 февраля 1992 г. с дополнениями и изменениями) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140
7. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»//Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 426.
8. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 427.
9. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 32, ст. 1227.
10. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. // ВВС. 1993. N 32. Ст. 1227
11. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
12. Указ Президента РФ «О Положении по работе с обращениями граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3609
13. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: БЕК, 2006 – 368с.
14. Права человека и статус правоохранительных органов (Обзор материалов симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД РФ)// Государство и право, 1994, № 11, с. 82 – 119.
15. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть//Советское государство и право, 1990, № 2, с. 4 – 51.