Файл: Проблемы усвоения грамматического материала в процессе обучения; основные этапы работы над грамматикой; упражнения для усвоения грамматического материала..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Все перечисленные компоненты используются при формировании грамматических навыков, максимальной эффективности в освоении грамматических форм и их закреплении.
Грамматике в изучении английского языка отводится определенное место. Большинство методистов едины во мнении, что знание языка - это знание, в первую очередь, его грамматики; но знание может быть интуитивным, и не всегда правильно, что грамматические структуры должны быть выучены или что формальные правила должны быть изучены. Под термином «грамматический навык» понимается способность автоматизировано использовать из долговременной памяти грамматические средства, которые необходимы для речевого общения.
Различают языковой и речевой грамматические навыки. Характерными чертами для языкового грамматического навыка являются некоммуникативность, дискурсивность и неситуативность. Однако для речевого грамматического навыка характерны следующие черты: коммуникативность, дискретность (прерывность) и ситуативность.
Характерной чертой процесса обучения активным грамматическим навыкам является то, что он проходит ряд этапов:
Подготовительный этап
Элементарный этап
Совмещающий этап
Этап систематизирующего обобщения
Этап включение грамматических навыков в речевую деятельность
Практические аспекты обучения грамматике английского языка в средней школе в рамках коммуникативного подхода. Принципы формирование грамматических навыков и умений у учащихся
При формировании коммуникативной компетенции нужно акцентировать внимание как и на формальной стороне грамматического навыка, отвечающей за правильность в оформлении грамматической структуры соответственно нормам языка, так и не забыть о функциональной стороне, обуславливающей функционирование грамматического явления корректно поставленным коммуникативным задачам.
В функциональном подходе к обучению требуется соблюдать следующие принципы:
1. Речевую направленность.
Аксиома этого принципа - обучение иностранным языкам происходит через общение. Это показывает практическую ориентацию урока. Мотивированными являются только уроки на языке, а не уроки о языке. Научить ученика читать можно только читая, говорить - говоря, а слушать - слушая. В основном это касается упражнений: чем подобнее упражнение реальному общению, тем это упражнение эффективнее. В речевых упражнениях имеет место дозированное, плавное и стремительное накопление большого запаса лексики и грамматики с незамедлительной реализацией; исключается любая фраза, которой нельзя воспользоваться в условиях реального общения.
2. Функциональность.
Речевая деятельность имеет три стороны: фонетическую, лексическую и грамматическую. Эти стороны неразрывно связаны между собой в процессе говорения. Из этого следует, что слова невозможно усвоить, отрывая от их форм употребления. Нужно стремиться к тому, чтобы речевые единицы усваивались в большинстве упражнений.
Функциональность рассчитывает, что слова и грамматические формы сразу усваиваются в деятельности. Например, учащийся, выполняя речевую задачу, сомневается в услышанном, подтверждает мысль, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в этом процессе все необходимее слова или грамматические формы усваиваются учащимся.
3. Ситуативность.
Отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, интересующие учащихся каждого возраста, является принципиально важным. Чтобы усвоить язык, необходимо изучение не языка, а с его помощью окружающего мира. Желание говорить приходит к учащемуся только в воссозданной или реальной ситуации, затрагивающей говорящих.
4. Новизну.
Этот принцип проявляется в различных составляющих урока. Это и новизна речевых ситуаций и новизна используемого материала с его информативностью, и новизна организации урока, его форм и видов, и разнообразие его приемов работы. В этих случаях учащийся не получает никаких прямых указаний к запоминанию, оно является побочным результатом речевой деятельности с материалом (так называемое, непроизвольное запоминание).
5. Личностную ориентацию общения.
Речь индивидуально окрашена. Все люди отличается друг от друга своими природными способностями, своими умениями осуществлять речевую и учебную деятельность, своими характеристиками как личности. К этим характеристикам относят опыт (у каждого человека он свой), набор определенных эмоций и чувств (один гордится своей страной, другой- нет), своими интересами, своим положением в коллективе.
6. Коллективное взаимодействие.
Это такой способ при организации процесса, когда учащиеся активно общаются друг с другом, а условием успеха каждого являются успехи остальных.
Упражнения на формирование грамматических навыков в системе уроков английского языка
Системы упражнений по английскому языку всегда должны быть нацелены на практическое овладение данным языком. Она должны быть направлена на овладение тех операций с материалом, необходимые для понимания и выражения собственных мыслей на английском языке. Главной трудностью в обучении грамматическим навыкам и умениям считается овладение действиями отдельных фактов языка. Исходя из этого, основной целью грамматических упражнений является обеспечение обучающимся процесс овладения действиями и в рецептивном, и в репродуктивном плане с грамматическим материалом.
В данной системе грамматические упражнения соответствуют таким требованиям:
Учить действиям с грамматическим материалом;
Проявлять лингвистические и психофизиологические закономерности всех видов речевой деятельности;
Обладать коммуникативной направленностью;
Быть расположенными от более легких к более трудным;
Включать разнообразные задания;
Активировать умственную деятельность у учащихся.
Языковые упражнения нацелены на выработку у учащегося первичных навыков и умений для пользования отдельными компонентами изучаемого языка, и их цель - это подготовка ученика к следующей речевой деятельности. Языковые упражнения проводятся в течение всего курса обучения английскому языку, так как определенным навыком легче овладеть в отдельности.
В процессе становления речевых умений в рамках классификации «тренировка - практика» в языковых упражнениях различают первичные упражнения. Такие упражнения следуют за объяснением, а их целью является выработка первичных умений, а потом и навыков.
По характеру операций с речевым материалом, которые осуществляют учащиеся, можно различать элементарно-рецептивные упражнения. Эти упражнения состоят в распознавании единиц речи при чтении и слушании.
Элементарно-рецептивным упражнениям характерно противопоставление усваиваемого материала уже усвоенному материалу, в целях различения того, что может быть ошибочно отождествлено.
Репродуктивные упражнения состоят в письменном и устном письменном воспроизведении единиц материала для речи или их комплексов.
Комбинаторно-рецептивные упражнения заключаются в соотнесении опознанных компонентов и знаков речи между собой и с ситуацией в процессе слушания и чтения с целью понимания высказываний.
Имитационные упражнения строятся на контрастном или одноструктурном грамматическом материале. Грамматическую структуру следует повторять без изменения, она в них уже задана. Выполнять упражнения можно проходив их в виде контрастного повторения различных форм за преподавателем, либо прослушивания и повторения форм по образцу и т.п..
Подстановочные упражнения используются для выработки автоматизма при употреблении грамматической структуры и её закрепления; этот тип упражнений несёт ответственность за формирование гибкости навыка, тут происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению.
Речевые упражнения, направленные на выработку нового сложного умения - умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языкового общения.
Упражнения становятся более творческими и все больше приближаются к естественной речи.
Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в понимании письменных и устных высказываний, которые построены на знакомых структурах и содержат уже знакомую лексику.
Такова в общих чертах принципиальная схема системы упражнений, которая рассчитана на овладение иностранной речью. Следует отметить, что деление упражнений на языковые и речевые - условное и является ценным только лишь с методической точки зрения. Одни и те же упражнения могут выступать и как речевые, и как языковые, это зависит от этапа обучения.
Методические рекомендации по формированию грамматических навыков английского языка у учащихся средней школы в рамках коммуникативного подхода
На основе проведённого теоретического анализа результатов в исследовательской работе можно сформулировать следующие рекомендации по обучению грамматике:
1. Соблюдать определённые принципы образования грамматических навыков. К таким принципам относятся новизна, речевая направленность, функциональность, ситуативность, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие;
2. При работе с грамматическим материалом требуется использовать следующие упражнения:
- обучающие действиям с грамматическим материалом;
- отражающие лингвистические и психофизиологические закономерности всех развиваемых видов речевой деятельности;
- обладающие коммуникативной направленностью;
- располагающиеся от более легких к более сложным;
- активизирующие умственную деятельность обучающихся;
- содержащие разнообразные задания.
3. Брать во внимание психологические возрастные особенности учащихся
4. Соблюдать особые гигиенические требования (например, организация перемен, длительность выполнения работы 20-25 минут).
5. Использовать аутентичный материал (ТСО, схемы, фото, открытки).
6. Применять экстралингвистические способы общения (жесты, мимика, пантомима).
7. Использовать разнообразные режимы работы.
8. Совершенствовать речевые ситуации, зависящие от формы и содержания общения преподавателя с каждым обучающимся.
При формировании коммуникативной компетенции нужно делать акцент не только на формальной стороне грамматического навыка, отвечающей за корректное оформление грамматической структуры соответствующе нормам языка, но и функциональной стороне, отвечающей за функционирование грамматического явления в речи адекватно поставленным коммуникативным задачам.
Главным требованием функционального подхода к обучению является соблюдение таких принципов, как:
1. Речевая направленность;
2. Функциональность;
3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса;
4. Новизна;
5. Личностная ориентация коммуникации;
6. Коллективное взаимодействие.
При функциональном подходе предъявление грамматического материала происходит практическим путём и основывается на основные положения, которые связаны с обучением грамматической стороны речи.
При функциональном подходе находят применение упражнения, преимущественно ориентирующиеся на значение. Их можно разделить на три подгруппы, являющимися в целом упражнениями ситуативными. При функциональном подходе использование ситуативных упражнений применяется согласно принципам содержания обучения. Это, в основном, функциональность, ситуативность и речевая. Постоянная смена речевых обстоятельств вносит новизну в урок английского языка, а характер упражнений предоставляет коллективное взаимодействие. При формировании грамматического навыка имитативные и подстановочные упражнения играют немаловажную роль, то есть выполняют соединительную функцию между формированием функциональной и формальной стороной грамматического навыка.
Использование символов и средств наглядности в работе при формировании грамматических навыков
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.
В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.
Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. Известно, что использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты.
Игры, пословицы, поговорки на уроках английского языка как один из способов обучения грамматике
Изучение грамматических явлений в английском языке представляет большую сложность для учащихся, так как многих грамматических явлений нет в родном языке обучаемых. Эта проблема встает остро уже на начальном этапе обучения английскому языку и затем проходит через все годы обучения в школе. Поэтому необходимо предлагать новый грамматический материал в доступной и понятной форме, чтобы вызвать интерес и желание усваивать то, что предлагает учитель.