Файл: Классификация договоров коммерческого права (Понятие договора и его разновидности.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 6
- обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения;
- без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения;
- уплатить поверенному вознаграждение.
Договор поручения прекращается вследствие:
- отмены поручения доверителем;
- отказа поверенного;
- смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом, также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.
Договор комиссии прекращается вследствие:
- отказа комитента от исполнения договора;
- отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором;
- смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
- признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).
По договору консигнации иностранная фирма, являющаяся экспортером товаров в РФ (консигнант) поставляет товар на склад российскому посреднику (консигнатору) и поручает ему от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставляемых товаров в течение определенного срока, при этом товары являются собственностью консигнанта до реализации их покупателям. Договор консигнации является разновидностью договора комиссии и применяется для товаров, спрос на которые трудно спрогнозировать. Существенным условием договора консигнации является открытие консигнационного склада.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д. Сторонами договора могут быть юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. Форма договора коммерческой концессии – письменная, и данный договор регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. В договоре коммерческой концессии указываются предмет договора, территория использования, сфера деятельности, которая будет использована, права и обязанности сторон.
Правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и представить иную информацию, необходимую пользователю;
- проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав по договору коммерческой концессии;
- выдать пользователю лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;
- обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров, производимых пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Пользователь обязан:
- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров качеству аналогичных товаров, производимых непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и указания правообладателя;
- оказывать покупателям все дополнительные услуги;
- не разглашать секреты производства правообладателя;
- предоставить ограниченное количество субконцессий;
- информировать покупателей наиболее очевидным для них способом, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
Содействующие торговле и организационные.
Договоры, содействующие торговле, направлены на обслуживание и организацию торгового оборота, но непосредственно не участвуют в продвижении товара, а лишь обеспечивают этот процесс. К ним относятся:
1) договоры на выполнение маркетинговых исследований (работ);
2) договоры на рекламу;
3) договоры на информационное обслуживание;
4) договоры хранения;
5) договоры транспортной экспедиции.
В зарубежной практике договоры на выполнение маркетинговых исследований (работ) получили распространение в 30-е гг. ХХ в. после великой депрессии. Появление маркетинга изменило идеологию хозяйственной деятельности. Раньше производители выпускали столько товара, сколько позволяло производство, затем начинались кампании по продаже товара. Все это приводило к возникновению кризисов перепроизводства. Позднее появилась концепция маркетинга, требующая первоначального определения запросов потребителей в том или ином товаре, а затем – его производства в определенных объемах. Сейчас значение маркетинга немного шире, он позволяет определить ценовую политику, способы активизации продаж товара и пр.
Юридическая квалификация договора на выполнение маркетинговых исследований сложна, так как он не урегулирован в ГК РФ. Этот договор имеет сходство с договором подряда на выполнение научно-исследовательских работ (НИР). Отличие в том, что НИР могут прекратиться в силу невозможности (нецелесообразности) достижения результата (ст. 775 ГК РФ). Маркетинговые работы всегда имеют конкретный результат, пусть даже отрицательный для заказчика.
Маркетинговый договор ближе к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, разница – в сфере применения и характере результата работы (исследования). Выполнению маркетинговых работ предшествует составление задания, которое, как правило, готовит сам подрядчик. Это оформляется отдельным договором, в котором определяются цели, способы, пределы исследования и пр. (сравн. со ст. 759 ГК РФ). Обязательным условием работ является их конфиденциальность. На практике маркетинг не ограничивается изучением спроса и предложения на рынке, но и включает в себя дополнительные услуги по оптимизации производства, сбытовой сети, организационной структуры заказчика. Маркетинг может проводиться и в рамках агентского договора, например, для поиска потенциальных контрагентов заказчика – принципала. В маркетинговых договорах очень сложно определить пределы ответственности исполнителя – маркетолога, так как данные исследований не находятся в прямой взаимосвязи с результатами, скажем, продаж товара. Это зависит от многих факторов.
Договоры на рекламу бывают двух видов:
1) на производство рекламного продукта между рекламодателем и рекламопроизводителем;
2) на распространение рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем (иногда такой договор может именоваться «договором проката рекламной информации»).
Можно совмещать все обязательства в одном договоре, если производство и распространение рекламной информации осуществляет одно лицо. Различают также договоры на разовую рекламу и на проведение рекламных кампаний.
В сфере наружной рекламы особые правила установлены для договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в частности, предельный срок таких договоров составляет 5 лет, а для эксплуатации временных рекламных конструкций (например, строительных сеток) – 12 месяцев. Договоры на размещение наружной рекламы на конструктивных элементах зданий и сооружений являются самостоятельным видом обязательств, которые регулируются нормами федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Они не являются разновидностью договора аренды.
Предметом договоров на информационное обслуживание могут быть:
- разовая информация;
- систематическое предоставление определенной информации (абонентское обслуживание);
- аналитические обзоры.
Договор хранения – это соглашение сторон, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК РФ).
Договор хранения может быть, как реальным, так и консенсуальным (последний заключается только с профессиональными хранителями), возмездным или безвозмездным, но всегда это двусторонне обязывающий договор.
Предмет договора – услуги, оказываемые хранителем по хранению имущества поклажедателя. Объект договора хранения – вещи и ценные бумаги.
Договор хранения может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока. Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем. Если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности влечет определенные последствия (ст. 889 ГК РФ).
Сторонами договора хранения – хранителем и поклажедателем – могут быть как граждане, так и юридические лица. Среди хранителей особое место принадлежит профессиональным хранителям, к числу которых относятся коммерческие либо некоммерческие организации, осуществляющие хранение в качестве одной из целей профессиональной деятельности.
Консенсуальные договоры хранения независимо от состава их участников и стоимости вещей, передаваемых на хранение, должны быть заключены в письменной форме. Простая письменная форма считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:
- сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;
- номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения (ст. 887 ГК РФ).
Несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем.
Основная обязанность хранителя по договору состоит в обеспечении сохранности принятой на хранение вещи. В содержании договора хранения могут быть предусмотрены конкретные меры, направленные на достижение этой цели. При отсутствии в договоре соответствующих условий хранитель должен принять меры, соответствующие обычаям делового оборота или существу обязательства (ст. 891 ГК РФ).
Хранитель, взявший на себя по договору хранения обязанность принять вещь на хранение, не вправе требовать передачи ему этой вещи на хранение.
Однако поклажедатель, не передавший вещь на хранение в предусмотренный договором срок, несет ответственность перед хранителем за убытки, причиненные в связи с несостоявшимся хранением, если иное не предусмотрено законом или договором хранения. Поклажедатель освобождается от этой ответственности, если заявит хранителю об отказе от его услуг в разумный срок. Если иное не предусмотрено договором хранения, хранитель освобождается от обязанности принять вещь на хранение в случае, когда в обусловленный договором срок вещь не будет ему передана.
Основная обязанность поклажедателя заключается в выплате предусмотренного договором вознаграждения. Вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. При просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь. Если хранение прекращается до истечения обусловленного срока по обстоятельствам, за которые хранитель не отвечает, он имеет право на соразмерную часть вознаграждения. Если хранение прекращается досрочно по обстоятельствам, за которые хранитель отвечает, он не вправе требовать вознаграждение за хранение, а полученные в счет этого вознаграждения суммы должен вернуть поклажедателю. Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения (ст. 896 ГК РФ).