Файл: Классификация договоров коммерческого права (Понятие договора и его разновидности.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 5
Кроме того, по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи, сданной на хранение, срок которого определен моментом востребования, поклажедатель обязан незамедлительно забрать сданную на хранение вещь.
Договор транспортной экспедиции – это соглашение сторон, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции консенсуальный, возмездный и двусторонне обязывающий. Стороны договора – экспедитор и клиент. В роли экспедитора может выступать и сам перевозчик. Предмет договора – выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом. Экспедитора обязан заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (ст. 801 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы договора транспортной экспедиции не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора ссылаться на свидетельские показания. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).
Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст. 804 ГК РФ).
Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
Организационный договор – это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.
Предметом организационных договоров служит определение наиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами разовых, отдельных договорах.
Отсюда проистекает ряд отличительных черт организационных договоров. Поскольку организационные договоры направлены преимущественно на регламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Лишь в установленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.
Организационные договоры упорядочивают имущественные отношения субъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной их совокупности. Это означает, что функция организационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора.
Крайне важно использование такой функции организационных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. В данном деле следует выделять два аспекта:
- четкое определение условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров;
- включение в договоры обязанностей, предусматривающих меры по непосредственному совершенствованию взаимосвязанной деятельности.
1. Договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению ресурсами и сбыту товаров. Названные договоры предусматривают различные формы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций для обеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимыми ресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемой сотрудничающими сторонами.
Порядок деятельности, создаваемой снабженческой или сбытовой организации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором. В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий, разведения конкурирующих товаров на разные потребительские рынки и др.
2. Договоры об образовании контрактных объединений. Таковы договоры о простом товариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры между центральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений и др.
3. Договоры об организации перевозок грузов. Они заключаются при необходимости осуществления систематических перевозок грузов и носят преимущественно долгосрочный характер.
4. Организационный характер носят договоры, заключаемые между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов. Таковы узловые соглашения организаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты, пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношения между различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.
5. Соглашения о межрегиональных поставках товаров, заключаемые между органами исполнительной власти российских регионов.
Предметом таких соглашений является определение конкретных поставщиков и покупателей и общих условий договоров поставки, оформляемых на основании межрегиональных соглашений.
Особенностью соглашений является то, что заключают их одни субъекты, а фактическое осуществление поставок производится совершенно другими лицами по самостоятельно оформляемым договорам. Отсюда возникает необходимость в организационных мерах, обеспечивающих перевод условий межрегиональных соглашений в конкретные договоры поставки между непосредственными исполнителями.
С учетом указанных обстоятельств организация межрегиональных торговых связей предполагает одновременное установление трех видов обязательственных отношений:
- отношений, определяемых соглашениями между органами исполнительной власти различных регионов об организации взаимных поставок соответствующих товаров. В таких соглашениях должны предусматриваться виды и групповой ассортимент товаров, общие объемы поставок, предельные уровни цен, порядок и сроки заключения договоров между непосредственными исполнителями;
- отношений, устанавливаемых на основе договоров между органом исполнительной власти и хозяйствующими субъектами соответствующего региона о продаже (покупке) ими товаров субъектам другого региона, сроках заключения договоров поставки, мерах содействия поставщикам (покупателям) со стороны органов исполнительной власти.
- эти договоры также носят организационный характер;
- отношения между хозяйствующими субъектами различных регионов о поставках конкретных партий товаров в объемах и ассортименте, соответствующих условиям соглашения о межрегиональных поставках.
Заключению соглашения о межрегиональных поставках предшествует значительная работа по подысканию потенциальных поставщиков и покупателей соответствующих ресурсов, согласованию с ними объемов продажи (покупки), предельных уровней цен и т.п. Эти данные включаются в протоколы, представляемые каждой из сторон соглашения о межрегиональных поставках. После подписания соглашения работниками исполнительных органов должна быть проведена проверка фактического заключения договоров между поставщиками и покупателями, замена недобросовестных субъектов исправными. Должен осуществляться контроль за фактическим выполнением поставок, в том числе встречных, по межрегиональным соглашениям.
6. Еще одну группу составляют соглашения органов исполнительной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми организациями по вопросам хозяйственной деятельности. Эти договоры чрезвычайно важны для использования возможностей органов исполнительной власти и местного самоуправления в деле развития производства и торговли на своей территории, решения различных экономических и социальных задач.
Здесь следует различать две группы договоров:
- выполнение необходимых хозяйственных работ в интересах населения данной территории. Речь идет о строительстве общественных зданий, прокладке инженерных коммуникаций, ремонте дорог, уборке улиц и т.п. Такие работы должны заказываться на основе конкурса и оплачиваться из средств бюджета. Подобные договоры носят гражданско-правовой характер и не представляют интереса для коммерческого права.
- договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с предпринимательскими организациями о принятии последними на себя обязанностей содействия развитию экономики данной территории и решению социальных задач. Закон запрещает вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому единственным способом привлечения предпринимателей к участию в решении местных проблем является заключение властными структурами договоров с производственными и торговыми организациями.
В правовой литературе указанные договоры называют управленческими или административными. По содержанию они относятся к типу организационных договоров. Они способствуют выявлению территориальных ресурсов для развития экономики, улучшения условий труда и быта граждан. В отдельных регионах страны заключение таких договоров внедрено в постоянную практику. Подобные договоры заключаются и за рубежом.
В отношениях с организациями-изготовителями такие договоры могут предусматривать обязанности сохранения объемов производства или освоения выпуска социально значимых групп товаров, сохранения неизменным уровня цен на подобные товары, поддержания или установления кооперационных связей по поставкам необходимых ресурсов производителям своего или других регионов.
В договорах с торговыми организациями может предусматриваться обязанность поддерживать наличие определенного ассортимента товаров для социально незащищенных слоев населения, продажи товаров со скидкой с цены отдельным группам граждан (пенсионерам, инвалидам и др.).
Может устанавливаться обязанность магазинов принимать на реализацию товары от местных производителей, чтобы содействовать развитию производства и продаж товаров своего региона, снижению цен.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления располагают широкими возможностями, чтобы добиться от предпринимателей заключения подобных соглашений. Так, они могут в качестве эквивалента предоставлять земельные участки и помещения для аренды по дифференцированным ставкам платы с учетом дополнительных затрат арендатора на местные нужды. Предпринимателям могут устанавливаться льготы по уплате региональных и местных налогов. Соответственно, невыполнение предпринимательской организацией принятых на себя по договору обязанностей будет влечь лишение предусмотренных льгот и другие отрицательные последствия.
Основным препятствием широкому распространению данного вида договоров служит то, что они оказались бесхозяйными в отраслевом плане. Их не считает своими гражданское право, не занимается ими наука административного права. В результате отсутствуют теоретические концепции организационных договоров с участием органов управления, нет методик заключения и примерных форм таких договоров.
Заключение.
Таким образом, при классификации договоров мы можем выделить те, которые оформляют и образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это, прежде всего, реализационные и посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания именно торгового оборота. Что касается договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предпринимательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в области товарного обращения.