Файл: Как вы понимаете понятие «недобросовестная конкуренция»? (ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:

- демпинг;

- установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

- экономический шпионаж;

- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;

- подделка продукции конкурентов;

- ложная информация и реклама;

- махинации с деловой отчетностью;

- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;

- коррупция и др.

Однако в мире реального бизнеса конкурировать больше соответствует понятию уничтожить конкурента любой ценой. Конкуренция - это жестокая борьба.

Статья Конституции Российской Федерации гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». п.2 ст.34 Конституции Российской Федерации

Собственно термин «недобросовестная конкуренция» впервые появился во Франции в середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию.

Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества.

Вместе с развитием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными.

Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.


Особенно благодатная почва для применения методов недобросовестной конкуренции сложилась в 1990-х годах в переходной экономике России, когда в отсутствии надежной правовой базы в виде законодательства о защите конкуренции многие экономические субъекты беспрепятственно извлекали монопольные сверхприбыли, ущемляя при этом права потребителей и проводя конкурентную борьбу просто преступными методами.

Основной принцип конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.

Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1 Понятие и сущность недобросовестной конкуренции

Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.

Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.

“Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. --М.: “Проспект”, 1998. -- с.16.


Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции.

Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.


Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели -- организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя -- осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

Другой австрийский экономист и политический философ -- Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений.

1.2 Классификация методов недобросовестной конкуренции

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. ФЗ «О защите конкуренции», №135-ФЗ от 26.07.2006

Статья 10. Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и запрещает:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению и количества товара. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883)