Файл: Как вы понимаете понятие «недобросовестная конкуренция»? (ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
1.1 Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
1.2 Классификация методов недобросовестной конкуренции
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ МЕТОДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
2.3 Формальный и неформальный сговор
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Ограничение конкуренции органами власти
Классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена ввиду их большого разнообразия. Выделим наиболее распространенные из них:
1)подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Таковы в целом укрупненные группы методов недобросовестной конкуренции, которые не исчерпывают все многообразие последних. Существует также множество вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным способом сочетаться и взаимодополняться, образуя все новые модификации, поэтому детальное рассмотрение всех форм неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ МЕТОДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
2.1 Демпинг
Рассмотрение конкретных методов недобросовестной конкуренции целесообразно начать с ценовой конкуренции - как наиболее действенного и часто применяемого метода.
Наибольшее распространение методов ценовой конкуренции вполне объяснимо - потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене.
В борьбе за потребителя производители товаров и услуг стараются в максимальной степени понизить цены на свою продукцию в целях увеличения их конкурентоспособности. Предприятия-конкуренты, заметив ухудшение положения со сбытом, вынуждены принимать ответные меры, в частности, также снижать цены на аналогичную продукцию. Результатом ценовой конкуренции производителей является снижение цен на рынке, что, безусловно, выгодно потребителям.
Но так бывает не всегда. В арсенале методов ценовой конкуренции имеются и такие, которые дезориентируют потребителя и заставляют его совершать ошибочные действия.
Экономический смысл демпинга заключается в следующем. Производитель какого-либо товара несет определенные издержки на единицу произведенной продукции. К издержкам производства добавляется некоторая величина прибыли, количественное выражение которой зависит от соотношения спроса и предложения на рынке данного товара. Пугинский Б.И. Коммерческое права России. Норма, 2001, с.137
Максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Имеется два основных пути увеличения прибыли - это либо снижение издержек производства, либо повышение продажных цен продукции
Однако снижение издержек производства задача сложная и длительная, а повышению цен мешает конкуренция. В связи с этими причинами отдельные продавцы и производители занялись поиском метода, который бы позволил обойти данные препятствия. И такой метод был найден, причем основан он на парадоксе - свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Данный метод получил название демпинга.
Возьмем ситуацию, типичную для переходной экономики России 1990-х годов. В небольшом поселке имеется несколько коммерческих палаток, торгующих штучными товарами. Все палатки принадлежат разным владельцам, которые получают хорошую прибыль. Через некоторое время появляется палатка, цены в которой на аналогичные товары в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате через несколько месяцев все коммерческие палатки, торговавшие по нормальным ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и в конечно счете стали банкротами.
После того, как владелец палатки, проводивший демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом, он взвинчивает цены на свой товар, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли. Чаще всего демпинговые цены используются с целью овладения иностранным рынком.
К методам недобросовестной ценовой конкуренции относятся также все методы, основанные на дезинформации покупателей в связи с обвесом при покупке (то есть за рыночную цену или с небольшой скидкой продается и меньшее по весу количество товара), методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по ценам качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар.
Так, масштабы подделки ликероводочных изделий в России чрезвычайно велики - по некоторым оценкам, до 50% общего количества водки, реализуемой через розницу, изготовлено кустарным способом нелегальными производителями. За счет использования в производстве спиртных напитков технического спирта, налог на производство которого ниже, чем на пищевой спирт, а также за счет уклонения от налогов, пираты получают значительные прибыли. Пострадавшей стороной являются потребители и добросовестные производители.
2.2 Недобросовестная реклама
XX век по праву считается веком интенсивного развития информационных технологий. Важность информации для всех сфер жизни общества огромна, так как действия отдельных индивидов и их объединений зависят от получаемых извне сведений о тех или иных фактах, процессах, явлениях. Чрезвычайно важен информационный аспект в бизнесе и конкурентных отношениях.
Реклама может выполнять не только информационную и привлекающую покупателей функцию, но и служить эффективным инструментом недобросовестной конкуренции и конкурентной борьбы, средством дезинформации и обмана потребителей.
Согласно оценкам экспертов, по суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в 2005 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе. Реклама - одна из форм конкурентной борьбы.
Значительное число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством использования ненадлежащей рекламы.
Ненадлежащей является реклама, которая:
1) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами).
2) Содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других физических и юридических лиц, а также содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;
3) Вводит потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара посредство имитации общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием других ли (мошенничество) или недостатком у них опыта, знаний;
4) Содержит не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, возможности его приобретения, стоимости, доставки, гарантийных обязательств, получения медалей, наград, результатов исследований и испытаний, сроков службы и т.д.
Неэтичной является реклама, которая:
1) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, профессии, социального положения, возраста, пола, религиозных, политических и иных убеждений физических лиц;
2) порочит объекты искусства, культуры, памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием;
3) порочит государственные символы и иностранную валюту, религиозные символы.
- Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
- Скрытой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами.
По Федеральному закону «О рекламе» рекламодатель должен сообщать достоверную информацию. Однако зачастую в рекламе ничего не сообщается о недостатках, изъянах товара, которые вскрываются после его приобретения. Например, в успехе деятельности финансовых пирамид типа МММ сыграли значительную роль именно СМИ, особенно телевидение.
Распространение получило использование так называемых «зонтичных брендов», особенно в сфере рекламы алкогольной продукции как товара, реклама которого сопряжена с наибольшим количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, участвовали в рекламе товаров, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брендами. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» бренды.
Наиболее часто применяется метод компрометации конкурентов, получивший название «обрызгать грязью». Как правило, в информационном сообщении или рекламе не называются конкретные имена или порочащие товар и товаропроизводителя сведения, что делает подобные действия труднонаказуемыми. Информация подается таким образом, чтобы явно не прослеживалась взаимосвязь между собственно сообщением и компрометируемым объектом. Подразумевается, что логическая связь должна осуществляться потребителем.
Еще одной модификацией недобросовестной рекламы является способ прикрытия солидной фирмой. Недобросовестные предприниматели в таких случаях используют в качестве ширмы наименование известной компании, от лица которой якобы ведется та или иная деятельность. В результате подобных действий ущерб несет как авторитет фирмы, чье имя используются в неблаговидных целях, так и обманутый потребитель.
Примером может служить эпизод из современной российской практики. В числе пострадавших оказалась группа российских художников, которые потеряли в результате недобросовестных действий 30 тысяч долларов США, а также известная компания «Американ экспресс», престиж которой существенно пострадал. Один из пострадавших, П.Тюленев, сообщил, что услышал по радио рекламу кредитной карточки «Американ экспресс»; рекламу дало Московское представительство американской фирмы «Прайорити Ассетс». Офис фирмы был расположен в солидном здании профсоюза России; на здании имелась красивая золотистая вывеска. Интерьер офиса был оформлен в американском стиле, с дорогой мебелью и вежливым персоналом. На новых клиентов фирма произвела должное впечатление, они внесли на счет фирмы 30 тысяч долларов в качестве минимального взноса плюс 750 долларов за годовое обслуживание. Однако воспользоваться полученной в фирме кредитной карточкой в Париже принесла обескураживающий результат - оказалось, что карточка П.Тюленева аннулирована. По возвращении в Москву П.Тюленев выяснил, что фирма «Прайорити Ассетс» исчезла вместе с деньгами клиентов. Компания же «Американ экспресс» заявила, что никакого отношения к фирме «Прайорити Ассетс» и данному инциденту не имеет.
2.3 Формальный и неформальный сговор
В системе методов недобросовестной конкуренции формальный и неформальный сговор занимает особое место. Это обусловлено тем обстоятельством, что такого рода сговор представляет собой действия, направленные на создание организации, которая, по сути дела, противостоит рынку как системе экономических отношений.