Файл: Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в протекании когнитивных процессов.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Когнитивные процессы личности.
1.1. Понятие и виды когнитивных процессов.
1.2. Характеристика видов когнитивных процессов.
2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в протекании когнитивных процессов.
2.1. Понятие установки, мотивации и эмоциональной реакции в психологии.
2.2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в когнитивной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Когнитивная деятельность присуща каждому человеку с момента его рождения и является составной частью его сознания. Она происходит ежесекундно, поэтому изучение когнитивных процессов представляет большой интерес как с теоритической, так и с практической точки зрения.
Актуальность исследования роли установок, мотивации и эмоциональных реакций в протекании когнитивных процессов обусловлена прежде всего тем, что эти процессы играют значительную роль в жизнедеятельности, общении, воспитании людей.
Целью данной работы является всестороннее и полное исследование когнитивной деятельности личности, а так же посмотреть какую роль в ней играют установки, мотивация и эмоциональные процессы.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Исследовать когнитивные процессы личности.
- Проанализировать и дать характеристику видам когнитивных процессов.
- Посмотреть какую роль играют установки, мотивации и эмоциональные реакции в протекании когнитивной деятельности.
Методологией данного исследования является совокупность методов научного познания: диалектическом, комплексном, анализа, формально-логическом, социологическом и др.
1.Когнитивные процессы личности.
1.1. Понятие и виды когнитивных процессов.
Впервые о когнитивных процессах заговорили в 60-е годы XX века. В то время широкое распространение стали приобретать такие науки как кибернетика, электронное моделирование интеллектуальных процессов, которые переросли в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Ученые предпринимали попытки смоделировать все психические процессы, протекающие в человеке. Что получилось смоделировать - назвали когнитивными процессами.
Когнитивные процессы - психические процессы, выполняющие функцию рационального познания
В практике "когнитивными" называют такие психические процессы, которые представляют как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке и преобразованию поступившей информации.
Ниже представлены основные виды когнитивной деятельности личности (Рисунок 1).
Рисунок 1.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что к когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...).
1.2. Характеристика видов когнитивных процессов.
Рассмотрим основные виды когнитивных процессов и дадим им краткую характеристику.
- Внимание - это когнитивный процесс, который позволяет нам ориентироваться на релевантные стимулы и обрабатывать их, чтобы реагировать соответствующим образом. Эта когнитивная способность имеет важное значение, потому что мы используем её ежедневно. К счастью, мы можем улучшить наше внимание при адекватном режиме когнитивных тренировок.
- Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов. В более сложной форме представляется как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.
- Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.
Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).
- Восприятие - это когнитивный процесс, с помощью которого мы можем интерпретировать окружающий нас мир посредством полученных от органов чувств сигналов.
- Мышление является сложным когнитивным процессом, отличается всеобъемлемостью, но в то же время это основной инструмент изучения всех явлений, в том числе, психики и собственного мышления. Мышление, с одной стороны, процессуально-динамический аспект, следовательно, мышление - это процесс отражения связей и отношений. С другой стороны, структурно-функциональный аспект, следовательно, мышление есть процесс функционирования ума (интеллекта), ведущей к продуциированнию мыслей.
2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в протекании когнитивных процессов.
2.1. Понятие установки, мотивации и эмоциональной реакции в психологии.
В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.
Это особое «видение» лежит в основе избирательной активности человека, его поведения. Оно регулирует осознаваемые и неосознаваемые формы психической активности не только в когнитивной сфере, но и в мотивационной, эмоциональной. Установки складываются в результате жизненного опыта человека и создают как колоссальные преимущества, так и колоссальные ограничения.
Психологические установки играют положительную роль, ибо они: •определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации;
• освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.
Психологические установки играют отрицательную роль:
•выступая в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;
• затрудняя приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.
Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.
Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция.
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.
2.2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в когнитивной деятельности.
Рассмотрим роль установок, мотивации и эмоциональных реакций такого когнитивного процесса, как запоминание.
Общеизвестно, что можно много раз воспринимать объект, не вызывающий никакого интереса, и не запомнить его признаков. Интерес к определенным объектам в значительной степени обусловливает эффективность научения, поскольку он способствует возникновению и поддержанию положительной по отношению к задаче установки.
В повседневной жизни ребенка эта установка обеспечивается взаимодействием поощрений и наказаний, более или менее эффективно применяемых учителем и родителями, или же всякими другими социальными мерами. Субъект может также сознательно под влиянием определенных потребностей создавать у себя соответствующие установки: так, например, по своему желанию он может учиться танцевать, управлять автомобилем, выучить стихотворение или песню.
Известны, однако, многочисленные случаи, когда определенные факты (кадры фильма, события во время каникул, пейзажи и т. п.) запоминаются при отсутствии специального намерения их запомнить, то есть при отсутствии какой-либо специфической установки на запоминание. Такого рода запоминание возможно во всяких ситуациях и при задачах любого характера. Испытуемый, впервые входящий в лабораторию, запоминает некоторые особенности помещения, фотографию на стене, лицо экспериментатора и многие другие особенности окружающей его обстановки, не имеющие отношения к предлагаемой ему задаче. Первые психологи, занимавшиеся этим вопросом, для обозначения такого рода феноменов применяли термин "непреднамеренное запоминание".