Файл: Перспектива в техническом рисунке (Общие сведения о перспективе).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 4
Введение
Для того, чтобы изобразить верное изображение действительности, мы всегда руководствуемся законами перспективы. Эти знания являются обязательными для художников и архитекторов.
Как правило ошибки линейной перспективы следующие: отсутствие сходства между изображением и оригиналом и ошибки в рисунке. При таких ошибках нарушается не только внешнее сходство, но и убедительность рисунка.
Однако не все художники и архитекторы имеют большой опыт в данной сфере и многие факты упускаются и не получают должного внимания. Эти факты подразумевают, что теория линейной перспективы в современном мире не так идеальна, какой она может показаться на первый взгляд.
К сожалению, широко распространенные теории линейной перспективы используются художниками и преподавателями рисунка, и многие из них являются недостоверными. На данный момент они излагаются как в устной, так и в практической форме руководств по рисунку и перспективе.
Неправильное освещение вопроса и не правильный подход к данной теории, наносят ущерб художественной практике.
Задача данной работы состоит в том, чтобы внимательно изучить данную сферу, выявить ее недостатки. Главная роль – изучить практику реалистического рисунка с натуры.
Перспектива, в переводе с латинского perspicere, обозначает «смотреть сквозь». Эта наука изображения предметов на плоскости и в пространстве, в соответствии с сокращениями размеров, изменения световых отношений и формы, а также много другое, которые наблюдаются в натуре. Также есть несколько отдельных понятий:
- Явления искажения пропорций и формы тел при визуальном наблюдении. Например, двое рельс, параллельные друг другу сходятся в одну точку на горизонте.
- Способ изображения объемных тел, передающий пространственную структуру и ее расположение.
Для более грамотного создания рисунка, нужно знать законы перспективы и работу с ними. Перспектива является целым направление в искусстве рисунка. Она учитывает точку в рисунке, с которой мы смотрим на происходящее и под каким углом мы это видим. Еще в эпоху Возрождения было разработано большинство законов. С этих самых пор художники умеют изображать картины с любого ракурса, которые также имеют и объем. Основа этих законов - это прямые, которые при определенных правилах точно указывают размеры объектов по мере их удаления.
Восприятие предметов человеческим глазом в натуре более сложен. Проецирование предметов человеческим глазом происходит на вогнутую поверхность, также глаза воспринимают предметы, находясь в постоянном движении. Мы смотрим не из одной точки, а двумя, т.е. бинокулярно. В нашем зрении участвует мозг, который вносит коррекцию.
Перспектива относится к разделу начертательной геометрии, поэтому является довольно сложной и требует подготовки. Для изучения основы подойдут и самые общие законы перспективы.
Возникновение перспективы в эпоху Возрождения связано с проблемой передачи пространственных объектов и пространства на плоскости. Созданная система полностью решила эту проблему. Существует единый метод построения пространства и предметов, и без основных терминов тут не обойтись: горизонт, точки и линии схода, картинная плоскость.
Почему перспектива – это наука?
Несомненно, деятели эпохи Возрождения стремились к расширению границ своих знаний, они изучали труды математика Евклида, который являлся греком. Он придерживался теории зрительных лучей, примером которой являлась пирамида, вершина находилась к глазу, а основание на поверхности самого предмета. Художники античности знали перспективу, но после появления христианской религии она была «забыта».
Человеком, который решил проблему передачи изображения на плоскость, являлся Филиппо Брунеллески, путем сечения зрительной пирамиды Евклида и получив перспективное изображение. Альбрехт Дюрер отлично проиллюстрировал это в своих гравюрах.
А.В. Бакушинский, который являлся искусствоведом, однажды написал: «Для всей психики этой эпохи прямая перспектива в искусстве – не только радостно открытый, но и ревниво оберегаемый закон зрительного восприятия мира… Человек так, как никогда, утвердил свою власть над пространством воображаемым. Им с небывалой еще силой овладевает пафос беспредельного пространства, получая исход в утверждении человеком пространства творимого».
Способности Леонардо да Винчи позволили ему стать теоретиков в этой области. Он высказал ряд мыслей, которые нашли подтверждение современным исследованиям.
Не меньшее значение имели работы Альбехта Дюрера. В трактате «Руководство к измерению» он применил теорию линейной перспективы для построения человека и передаче его в сложных ракурсах.
Из русских художников можно выделить Алексея Венецианова, который утверждал, что перспектива – это метод изображения реального предмета в среде, поэтому она играет одну из главных ролей в обучении будущих художников. А Павел Петрович Чистяков считал, что писать и рисовать нужно при любом таланте.
Особенность такого построения состоит в том, что художник показывает реальные размеры предмета. Рассмотрим методы перспективного рисования поближе.
Когда вы создаете рисунок, вы понимаете в каком ракурсе представляется предмет, вы получаете знания о наблюдательной перспективе. Для ознакомления пройдемся по основным правилам этого зрительного явления.
Первое правило – иллюзия уменьшения предметов по мере их удаления от нас.
Замечая это явления, мы увидим, что карнизы, деревья и т.п. уменьшаются в размерах, сходятся между собой в условной точке.
Второе правильно перспективы – горизонтальные параллельные всегда имеют только одну точку схода и находится она на линии горизонта.
Еще одно правило – все вертикальные направления выглядят вертикально.
Чтобы понимать перспективу, также важно знать, что такое поле зрения, точка зрения, картинная плоскость, линия горизонта, перспектива линий, угол наклона горизонтальных линий. Приступая в рисования, наша видимость ограничена полем зрения. Художник должен расположиться так, чтобы натура попала в поле зрения и была хорошо видна. Это место и называется точкой зрения.
Картинная плоскость – это лист бумаги, на котором вы рисуете. На него переводится пространство, видимое глазом, вместе с натурой. Для примера подойдет окно, через которое мы видим часть мира. Если представить, что вы обводите на стекле кистью, то плоскость стекла становится картинной плоскостью.
Представим берег моря. Гладь воды, которую мы видим на границе с небом в виде линии, называется горизонтом. Название пошло также из эпохи Возрождения.
Обычно линия горизонта находится на уровне глаз. Если же мы присядем, линия горизонта сделает это вместе с нами. Когда мы взбираемся на гору, мы видим горизонт на уровне глаз.
Перспективный горизонт – это слегка намеченная линия, которая называется линией горизонта. В перспективе она играет основную роль.
Любой рисунок мы начинаем с линий, поэтому их расположение хаотично. Линий делятся на: горизонтальные, вертикальные и наклонные. Для более лучшего понимания приведем пример. Если мы встанем посередине рельс, то мы убедимся в закономерностях положения линий в пространстве. По наклонностям горизонтальных линий можно убедиться в их хаотичности. Угол наклона нужно определять изначально.
Эти правила рисования стоит закреплять на практике.
Прямая линейная перспектива – вид перспективы, в которой происходит пропорциональное уменьшение по мере их удаления. Сначала этот вид перспективы считался единственно верным. Плоскость может располагаться вертикально, горизонтально и наклонно. Первая используется для создания картины. На наклонных плоскостях применяют в построении зданий и архитектурных объектов. Для росписи потолков используют горизонтальную перспективу. Плафонная перспектива – изображения, которые строятся на горизонтальной плоскости потолка.
Линейная перспектива имеет некоторые особенности. Благодаря реалистичности изображения, в наше время этот вид перспективы очень популярен и используется в играх. Если внимательно изучить окружающее нас пространство, то кроме параллельных прямых, которые сходятся, есть и другие не менее интересные особенности. По мере удаления предметы уменьшаются. Также предметы, высота которых будет ниже уровня глаз, следовательно, на рисунке они находиться будут ниже линии горизонта. Те предметы, которые выше, соответственно, будут выше линии горизонта. Нижние грани будут видны.
Все геометрические формы в трехмерной сцене, кроме тех, которые параллельны картинной плоскости, будут искажены. Сами формы не искажаются, а изменяются в размере от степени удаленности.
Другие же геометрические формы искажаются. Если, например, взять окружность, которая служит основанием конуса, то малая ось будет совпадать с осью эллипса.
Законы линейной перспективы:
- Для изображения глубины пространства ближним предметом перекрывается дальний, другими словами происходит плановость в рисунке.
- Ближний предмет в любом случае будет больше, чем дальний.
- Чем ближе к вам предмет, тем ниже его основание в краю листа. Чем дальше он, соответственно, тем выше его основание от края листа.
- Вертикальные линии строго вертикальны, кроме случаев, когда предмет слишком высок, а смотрим мы с низа или верха.
- В угловой перспективе горизонтальные ребра изображаются наклонными.
- Горизонтальные ребра в угловой перспективе изображаются короче, чем во фронтальной перспективе.
- Фронтальная перспектива как правило без перспективных изменений линейна, а в угловой изображаются перспективные изменения.
- Сокращение зависит от дальности горизонтальных линий предметов к линии горизонта.
- Если плоскость круглой формы изображается фронтально, то рисуется окружность, если же под углом – получается эллипс.
Линейная перспектива
Аксонометрия – вид перспективы, основанный на получении проекции предмета на плоскости. Для нее характерно слово «параллельная». Долгое время она считалась неидеальной и не имела серьезного обоснования.
Аксонометрия делится на:
- Измерение по одинаковым трем осям(изометрия).
- Измерение по двум одинаковым осям, а по третьему – иное(диметрия).
- Различное измерение по трем осям(триметрия).
Проецирование в каждом из этих видов может быть как косоугольным, так и прямоугольным. Примеры аксонометрии: научные книги, издания технической литературы.
Аксонометрия
Панорамная перспектива – вид перспективы, при котором построение осуществляется на внутренней поверхности. Это определение обозначает «все вижу». Точка зрения располагается на оси цилиндра, а линия на окружности на уровне глаз. Зритель должен находится в центре помещения. Примеры таких панорам: «Бородинская битва» 1911 года и «Оборона Севастополя» 1902-1904 года. Для такого вида перспективы характерно использование динамическая подсветка, музыка.
Панорамная перспектива
Обратная перспектива – вид перспективы, при котором предметы увеличиваются по мере удаления от зрителя. Картина имеет несколько точек зрения. Эта перспектива образует целостное пространство, предполагает духовную связь с миром образов. Причины ее появления: неумение изобразить мир, каким он является в реальности, поэтому такой вид считали ложным.
Обратная перспектива возникла в позднеантичном искусстве. Интерес к этому виду вырос в 20 веке с возрождением интереса к искусству. Данный вид использовался в древнерусской живописи.
Тональная перспектива – понятие техники, нарушение четкости предметов по мере их удаления. Дальний план не такой сочный, светотень – мягкая, глубина кажется светлой, нежели передний план. Отдаление предмета от глаза связано с изменением цвета самого предмета. Поэтому чтобы передать глубину пространства, предметы должны иметь собственный цвет, а дальние – более затуманенные.
Тональная перспектива
Воздушная перспектива – понятие техники живописи, которое передает калористические качества объектов, приглушение при удалении вглубь пространства.