Файл: Перспектива в техническом рисунке (Общие сведения о перспективе).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 4
Принципы воздушной перспективы: Воздушная перспектива связана с изменением тонов. «Вещи на расстоянии, — говорил Леонардо да Винчи, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Для передачи глубины использовать те же приемы, что и в тональной перспективе.
Воздушная перспектива
Фронтальная перспектива – вид фигуры, расположенный перпендикулярно лучу зрения. Этот термин обозначает восприятие объема с разных точек зрения и совмещение проекций ев плоскости рельефа. Происходит совмещение фаса и профиля в изображении. Чтобы добиться целостности, художник объединяет отдельные планы изображения общими точками. Благодаря этому происходит оформленность композиции. В изобразительном искусстве данное явление называется «законом рельефа». Классическая картина предполагает созерцать картину с центральной точки. Для искусства Барокко характерна угловая перспектива.
Угловая перспектива – вид перспективы, от итальянского – «сцена с угла». Для такого вида перспективы характерен ренессансный тип мышления. Основная цель – сохранение картинной плоскости. В угловой перспективе все видимые части сокращаются в ракурсах, благодаря чему осуществляется динамичный образ. Это характерно для эпохи Барокко. Изобретение данного вида – заслуга Фердинандо Галли Бибиена (1657-1743). Последователем можно считать рисовальщика Дж. Б. Пиранези.
Угловая перспектива
Сферическая перспектива – организация изобразительного пространства на плоскости, в котором происходит углубление зрительного центра, который совпадает с центром композиции.
Этот образ был создан Данте Алигьери в «Божественной комедии». Сферичность пространства также подчеркивал художник Питер Брейгель Старший. Такое искажение можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. Глаза зрителя всегда находятся в центре – главная точка. Все линии глубины будут оставаться строго прямыми, что касается и вертикали и линии горизонта. Остальные линии будут изгибаться по мере удаления, превращаясь в окружность. Каждая линия, которая не будет проходить через центр, будет являться полу эллипсом.
Сферическая перспектива
Билатеральная перспектива – зеркальность, при которой ось симметрии делит форму на несколько частей. Отсюда и название: способ изображения форм, где линии не имеют обычной точки схода, идут в глубину параллельно, поэтому плоскости выглядят одинаково. Другое название данной перспективы – китайская, потому что характерна для искусства Китая. Примеры данной перспективы: китайская живопись, японские гравюры, восточный интерьер, мебель.
Билатеральная перспектива
Перцептивная перспектива – общая перспектива, которая соединяет обратную, аксонометрическую и прямую перспективы. Данный вид был изучен академиком Б. В. Раушенбахом. Он пришел к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний – в аксонометрической, следовательно дальний – в прямой линейной.
Перцептивная перспектива
Наблюдательная перспектива – вид перспективы, при работе с которой художник не делает расчетов, полагается на глазомер.
Наблюдательная перспектива
Аспектива – вид перспективы, основывающийся на тактильных, осязательных ощущениях, ощупывания объекта взглядом со всех сторон. Данный способ помогает смоделировать объект как что-то отдельное, независимо от среды. Этот метод характерен для античного искусства. Пример: фреска «Альдобрандинская свадьба». Со временем, данное мышление начало характеризовать работу графиков и скульпторов, нежели архитекторов и живописцев.
Плафонная перспектива – изображения, построение которых происходит в перспективе на горизонтальной плоскости потолка. При этом учитывается то, что зритель будет наблюдать снизу. Глубина достигается с помощью линейной перспективы.
Построение данной перспективы применяется при росписи плафонов, примером которых является станция метро «Маяковская» художника А. А. Дайнеки.
Плафонная перспектива
Интерьер – внутреннее пространство, которое делится на разные пространственные планы, создающие определенную среду. Сложность в его изображении создают дополнительные элементы: фактура, цвета, материалы и предметы интерьера.
Цель рисунка интерьера – развитие объемно-пространственного мышления, изображение пространства разного типа сложности, а также углубление знаний по практическому применению.
Основное значение в рисунке интерьера – линейно-конструктивное построение изображение и знание самой перспективы. Этот метод позволяет следить за построение предметов в рисунке.
Для начала необходимо правильно выбрать точку зрения, линии горизонта и точки схода. Для помещения линия горизонта будет лежать на уровне глаз. Угловая или фронтальная перспектива – решать вам.
При линейном построение большое внимание обращается на качество графического построения. Линии, которые располагаются к нам ближе, должны быть ярче, толще, чем те, что находятся на заднем плане. Только уже благодаря этому глубина в пространстве будет явно заметна, что облегчит работу в будущем.
Построение перспективы в рисунке интерьера
Первое. Находим точку горизонта.
На листе изображается небольшой прямоугольник – будущие стены вашей комнаты. Внутри этого прямоугольника вы должны найти точку, которая будет являться горизонтом. Все линии будут сходиться именно к ней, будь то стены, двери или мебель. С помощью линейки проведите прямые от этой точки ко всем углам листа. Это будут ваши углы комнаты.
Второе. Размер комнаты.
Этот этап можно выполнять по желанию, т.к. границами могут служить края бумаги. Но с точки зрения удачного оформления, их все же нужно будет провести. Потолок и пол оттеняем серым цветом для благоприятного восприятия. Эти действия можно сделать и в конце работы.
Третье. Двери.
Для того, чтобы определить расположение, проводим линию от точки горизонта до стены.
Четвертое. Окна.
По тому же принципу, что и двери, проводим линии на боковых стенах. Если оно на фронтальной стене, то располагаться будет наше окно вертикально потолку и полу.
Пятое. Мебель.
Все горизонтальные грани тумбочек и шкафом будут сходиться в намеченной точке. Изменяя местоположение точки, будет меняться и размер стен в комнате.
Технический рисунок – это прежде всего наглядное изображение, которое обладает свойствами аксонометрических проекций. Выполняется без чертежных инструментов с соблюдением пропорций.
Задача технического рисунка – раскрытие творческого замысла. По рисункам Леонардо да Винчи можно выполнить чертежи и проекты.
Дизайнеры и художники используют технический рисунок как средство вариантов технического замысла.
Для выполнения такого чертежа можно использовать метод центрального проецирования, без учета перспективных искажений.
На техническом рисунке допускаются штриховки в виде шатировки (штриховка параллельными линиями), точечными оттенениями и шраффировкой (штрихи в виду сетки).
Стандартно лучи света падают сверху слева и эти части не заштриховываются. При штриховке расстояние между штрихами минимальное, благодаря чему получается более плотный тон.
Изобретатель всегда начинает свой путь с технического рисунка. Он помогает увидеть отдельные части той или иной машины. После выполнения эскизов выбирается лучший вариант. Но главное достоинство в том, что он заставляет автора вносить поправки и исправления, происходит усовершенствование творческой мысли.
Значение технического рисунка трудно переоценить. Какой бы объект не был выбран, техническому рисунку принадлежит одна из главных ролей, если не главная.
Рисунок служит для выражения мыслей. Иногда бывает трудно передать информацию словами, а вот набросками это сделать куда проще. Даже в простых вещах мы используем технический рисунок, например, объяснение адреса или расположение определенного здания. Исходя из всего этого можно смело сказать, что термин «технический рисунок» имеет довольно широкое понятие.
Метод архитектора
6. Филиппо Брунеллески
Брунеллески родился во Франции в 1377 году в семье нотариуса. С ранних лет он был заинтересован в живописи и получалось у него это неплохо. Филиппо выбрал ювелирное дело при обучении ремеслу, его отец с этим согласился. Благодаря этим знаниям живописи в будущем он стал профессионалом в ювелирном деле.
В 1398 году он вступает в Арте делла сета. Вступление в цех не давало ему аттестата, Филиппо получил его только в 1404 году. До этого он проходил практику в мастерской Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе, где он оставался до 1401 года. 1402-1409 он изучает античную архитектуру в Риме.
В 1401 году он учавствует в конкурсе скупторов, где выполнил бронзовый рельеф под названием «Принесение в жертву Исаака». Предназначался он для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф был оригинален, свободен композицией, а также считался одним из первых шедевров ренессанса в скульптуре.
На этом конкурсе Брунеллески не выиграл, победителем стал Лоренцо Гиберти. В 1409 году Филиппо создал «распятие» в церкви Санта-Мария Новелла.
В дальнейшем он работал как архитектор и математик, став один из основателей теории перспективы. Архитектором он работал, когда в зодчестве обозначилось влечение к простым формам.
В 1415 году во Флоренции, на площади Сан Джованни, на паперти собора Санта-Мария-Фьоре Филиппо Бунеллески показывал фокус. Он стоял лицом к зданию Баптистерия, держа в правой руке доску с дырочкой в центре. Через это отверстие он смотрел то на зеркало, то на фасад Сан-Джованни. Иногда он передавал эти предметы своим друзьям и прохожим. Видэ через отверстие заслонялся небольшим зеркальцем, но зритель продолжал видеть то самое здание.
На доске Филиппо изобразил здание со всеми подробностями, а вместо неба была серебряная пластина. В точке, которая являлась проекцией, он просверлил отверстие. Таким образом в отверстии было видно здание и зеркальное отражение ведуты Брунеллески.
За 16 лет Брунеллески возвел во Флоренции множество зданий. Филиппе располагал крупным состоянием, а также имел дом во Флоренции.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре – одно из самых крупных произведений Брунеллески. Выглядел он мощно и был крупных размеров, несмотря на простоту форм.
В 1429 году его отправляют под Лукку для руководства работ осадной города. После осмотра он сразу предложил проект: возведение плотин на реке Серкио, чтобы принудить Лукку к сдаче. Проект потерпел фиаско.
В сентябре 1431 года он составил завещание, опасаясь за свою жизнь. В это время он находился в Риме.
На протяжении всей жизни Брунеллески заставляли участвовать в конкурсах. Его конфликт – конфликт человека нового времени с новыми формами организации общества.
Умер Брунеллески 16 апреля 1449 года. Похороны состоялись в Санта-Мария дель Фьоре.
Заключение
Должен ли рисунок следовать правилам геометрической перспективы?
Взаимоотношение перспективы и рисунка не всегда было постоянным. Теория перспективы создана живописцами и архитекторами эпохи Возрождения.