Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же стоит заметить, что понятие эмоционального интеллекта хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и отражает некоторые характерные социокультурные особенности современного общества. В частности, с одной стороны, стремление к жизненной успешности, личностной и профессиональной самореализации, возрастание ценности собственной эмоциональной жизни и эмоциональной жизни других людей, а с другой стороны рост нервно-психического напряжения, увеличение числа психосоматических заболеваний, сокращение профессионального долголетия и пр.

Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности выполняет оценочно-прогностическую, эмоционально-коммуникативную, регулятивную, мотивирующую, рефлексивно-коррекционную и др. функции, специфика реализации которых обусловлена его аффективно-интеллектуальными взаимосвязями с когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивно-оценочным и мотивационно-поведенческим компонентами психологической культуры личности.

Особенности эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности опосредуются рядом факторов (полом, возрастом, видом и стажем деятельности и др.), вследствие чего существует вариативность репрезентации его различных аспектов, характеризуемая направленностью управления эмоциями (на внутреннюю регуляцию, регуляцию взаимоотношений) и их осмыслением собственного отношения к другим людям и отношения других людей к себе.

В теоретическом плане концепция эмоционального интеллекта отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. С точки зрения практики данный конструкт получил свое развитие в связи с исследованием успешности человека в различных сферах жизни и деятельности. Перспективность и обоснованность использования понятия эмоционального интеллекта показаны во множестве работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии.

1.2. Основные теории эмоционального интеллекта

В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий:

теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.;

теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.;

некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.;

двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д.


Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Анализ теоретических взглядов высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует более эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено огромное количество новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что с полной уверенность можно было говорить о перевороте в этой сфере. Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – "эмоциональный интеллект". Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. Они же разработали первую и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов:

  1. идентификация и выражение эмоций,
  2. регуляция эмоций,
  3. использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

После нескольких лет более углубленного изучения данной проблемы Сэловей П. и Майер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, которая была представленна в ряде их публикаций. Второй вариант модели предполагал, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.


В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект представляется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выявили четыре компонента – "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых описывает "четыре области способностей или навыков", а все вместе – "многие области эмоционального интеллекта".

В 1990-е годы появились и другие модели, позволяющие иначе взглянуть на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. и Бар-Она Р..

В 1995 г. Дэниелем Гоулманом (Daniel Goleman) была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Майера Дж. и Сэловея. П..К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил ещё несколько – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Майера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена "Эмоциональный интеллект", впервые опубликованной в 1995 году, его модель приобрела известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. В дальнейшем Гоулман Д. завершл работу над структурой эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями – и 18 связанных с ними навыков.

В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект. Он предположил, что эмоциональный интеллект состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь между собой, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта.

В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В. предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  1. может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  2. может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  3. понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
1) может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

  1. может контролировать внешнее выражение эмоций;
  2. может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей, то есть можно рассматривать как внутриличностный, так и межличностный эмоциональный интеллект. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако они должны быть связаны друг с другом.

Люсин Д.В. считает, что трактовка эмоционального интеллекта как чисто когнитивной способности является не совсем верной и предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими непосредственно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому, как отмечает автор, эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности.

2. Структура эмоционального интеллекта

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В результате понятие эмоциональный интеллект определяется как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000).

Сопоставляя данные определения, можно заметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что предболее высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.


Дадим краткую характеристику структурным компонентам эмоционального интеллекта и их значению в процессе межличностного взаимодействия.

Распознавание собственных эмоций.

Для эмоционального опыта человека и для его поведения важно, что переживание эмоции и ее определение являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Определение эмоции предполагает результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания. Из этого можно выявить три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.

Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции.

Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является главным фактором поддержания физического и психического здоровья. Подавление эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Можно предположить, что проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

Степень эмоциональной экспрессивности непосредственно влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек кажется окружающим холодным, равнодушным, высокомерным, что вызывает удивление или неприязнь.

Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, иначе можно сказать, что это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

Понимание эмоций.

Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего предполагает уровень развития эмоциональных способностей, которые в свою очередь обеспечивают осознание эмоций.