Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Значимость выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является новым и малоизученным феноменом. На данный момент выявлены различные подходы к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта. Однако к единому мнению согласования теории эмоционального интеллекта так и не пришли. Тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.

Ещё в древних рукописях можно найти примеры эмоциональной мудрости. Современные философы так же, как и мыслители древности, подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

В связи с этим представляется важным установление значения эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности. Изучение эмоционального интеллекта выступает необходимым этапом решения проблемы его значения для мотивационной сферы, рефлексивного анализа эмоциональных переживаний и др.

Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (М. Zeidnera, 2006; Люсин, 2006; G.R. Trinidad, 2002 и др.), ситуативным аспектам актуализации (С.П. Деревянко, 2009 и др.), специфике взаимосвязи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова, 2007), с лидерством (Андреева, 2003; Bertges, 2002 и др.), оценками по тестам достижений (Fannin, 2002), решением проблем (Schutte et al., 2002), а также влиянию на характеристики управленческой деятельности (A.C. Петровская, 2007) и др. Тем не менее, концепция эмоционального интеллекта остается недостаточно проработанной в научной психологии (Д.В. Ушаков, 2009 и др.).

В связи с вышесказанным возникает противоречие между актуальностью исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, с одной стороны, и недостаточной изученностью структурных и функциональных особенностей эмоционального интеллекта, с другой стороны. Исследовательская проблема связана с выявлением и обоснованием функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности.


Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в жизни человека.

Задачи исследования:

1.Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».

2.Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта. Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта. Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта.

Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

Предметом исследования является теоретико-методологические подходы к исследованию эмоционального интеллекта личности.

  1. Понятие эмоционального интеллекта. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в современной психологии

Эмоциональный интеллект — способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем (или передаем) с помощью эмоций.

Понятие "эмоциональный интеллект" было введено в науку в 1990 году Джоном Майером и Питером Сэловей. Понятие получило массовое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Гоулмана. Предпосылкой для введения этого понятия послужило неоднородность понятия "интеллект" и совершение интеллектуальных операций с эмоциями.

По П. Сэловею, "эмоциональный интеллект" включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.

Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции заменяются интеллектом, но не все ученые согласны с этой критикой. Так, например, Г.Г. Горскова считает, что критика не правомерна потому, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект в свою очередь служит для понимания этих отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Данные операции проходят в форме вербализации эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. По Горсковой, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.


Осознание эмоций субъектов является главным условием эмоционального интеллекта. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект создаёт неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Е.П. Ильин полагает, что Майер и Сэловей под эмоциональным интеллектом имели в виду эмоционально-интеллектуальную деятельность.

Т. Рибо посвятил эмоциональной (аффективной) памяти специальную работу, в которой защищал ее существование, используя самые разные аргументы: психологические, физиологические, патологические и др. Его аргументы пересказаны П.П. Блонским.

"Единственный критерий, позволяющий на законном основании утверждать существование аффективного воспоминания, это - что оно может быть узнано, что оно носит метку уже испытанного, уже перечувствованного и что, следовательно, оно может быть локализовано в прошлом времени”. Но разве мы не сравниваем наши теперешние чувства с прошлыми? Говорят, что любовь нельзя испытать дважды одинаково, но, "как могли бы это знать, если бы в памяти не оставалось аффективных следов”. ""Нет сожаления без сравнения", но "закон контраста, господствующий в жизни чувств, предполагает аффективную память"”.

Понятие эмоционального интеллекта (Emotion quotient - EQ) является непривычным даже для психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Не существует и общепринятого теста на EQ (или на EIQ, если обозначать по аналогии с коэффициентом интеллектуальности).

Уровень EQ, как утверждает Г. Алдер, не связан с нашим образованием и должностью. Результаты тестов на эмоциональный интеллект не являются официальным основанием для работодателей или академических учреждений. Однако, отвечая на вопросы теста, вы занимаетесь самоосознанием и самопознанием, что является одним из аспектов внутриличностного интеллекта.

Базовая модель эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловей) включает пять компонентов: знание об эмоциях, управление эмоциями, распознание эмоций, умение мотивировать себя и совладение с социальными отношениями. Более полную структуру эмоционального интеллекта предлагает Д. Гоулман.

Согласно этой концепции коэффициент эмоционального интеллекта определяется как общий показатель следующих способностей: самоосознание: знание того, что мы чувствуем в данный момент, и использование этих предпочтений в качестве руководства при принятии решения;


реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное чувство уверенности в себе;

саморегуляция: умение справляться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию, добросовестность и отсрочивание удовольствия при преследовании цели;

полное восстановление после эмоционального дистресса;

мотивация: использование наших сокровеннейших предпочтений для того, чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей, помогать нам брать на себя инициативу, прилагать усилия, пытаясь что-то улучшить, и упорно продолжать делать свое дело перед лицом неудач и разочарований;

эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на их точку зрения и развитие взаимопонимания и настроенности на широкое разнообразие людей;

социальные навыки: хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях и точное "прочитывание" социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми; спокойное взаимодействие; использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.

    1. Эмоциональный интеллект как предмет психологических исследований

Открытие феномена «эмоциональный интеллект» стало следствием результата развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи. В последнее время эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества, происходит активная разработка его проблематики. Вместе с тем, понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным в современной психологии.

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Майером в 1990 г.; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект».

Р.К. Купером, А. Савафом, Д. Гоулманом, X. Вейзингером и др. эмоциональный интеллект рассматривают как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности человека; в работах Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дина и С. Андерсона и др. - как предпосылка психического и физического здоровья.

Х. Вайсбах, У. Дакс рассматривают эмоциональный интеллект как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью. По их мнению, это умение способствует личному и профессиональному успеху человека. В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения .


В отечественной психологии аналогом термина «эмоциональный интеллект» можно считать понятие «эмоциональное мышление», изучением которого занимался О.К. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния включены в процесс решения задач. По его мнению, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления - аффекты, эмоции, чувства.

Т.И. Солодкова рассматривает эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и управление как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). Он включает в себя внутриличностный компонент (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).

Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для обоснования этого определения автор раскрывает, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  1. может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  2. может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  3. понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  1. может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  2. может контролировать внешнее выражение эмоций;
  3. может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Выделяют четыре главных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений. Однако, Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую - мотивацию.

Развитой форме эмоционального интеллекта соответствует «знание о том, как изменить своё негативное настроение на позитивное» [Шастина, 2012]. Более того, индивид с высоким уровнем эмоционального интеллекта «берёт на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние» [Панкратова, 2010].

Можно сделать вывод, что исследователи, по-разному определяли рассматриваемое понятие, всё же оставались единодушны в признании факта, что высокий уровень эмоционального интеллекта является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, а низкий уровень его развития связан с различными формами социальной дезадаптации.