Файл: Государственное регулирование экономики: понятие, методы и формы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Косвенное регулирование экономики осуществляется посредством использования кредитно-денежной системы. Государство принимает меры для предотвращения банкротства промышленных и банковских монополий, выдает субсидии и льготные кредиты. Государство вмешивается в процесс воспроизводства путем изменения процентной ставки в кредитных учреждениях и величины налогов на частные состояния, стимулируя или замедляя капиталовложения. Деятельность государства направляется на поддержание хозяйственной конъюнктуры, преодоление трудностей, диспропорций, возникающих в ходе производства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов воздействия государства на частное предпринимательство с целью обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, но не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов. По организационно-институциональному критерию косвенные методы принято относить к экономическим мерам государственного регулирования. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются: средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; средства денежно-кредитной политики; прогнозирование, планирование и программирование экономики; воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.


Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующий субъект, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (то есть прямое) регулирование выдвигается на первый план. Составление прогнозов, индикативных планов и программ — вариант косвенного государственного воздействия — имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач.

В действии механизма государственного регулирования экономики различают следующие формы регулирования:

— перспективное регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;

— текущее регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;

— перспективно-текущее регулирование, осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики.

В схему регулирования целесообразно включить объекты воздействия, на которые конкретно влияет государство: спрос, предложение, цены, доходы; различные системы, структуры и соотношения; отдельные элементы. Воздействуя на какой-либо из объектов, государство изменяет его величину, поведение, влияя тем самым и на другие подсистемы и элементы.

Экономическое программирование является высшей формой государственного вмешательства в процесс воспроизводства, которое осуществляется на основе договоров между государством и монополиями. Оно включает: составление прогнозов развития экономики на предстоящий период; определение наиболее общих целей экономической политики для всей экономики в целом; координирование действия всего государственного аппарата при осуществлении намеченной программы.

В систему программирования входят не только общехозяйственные планы, но и программы ограниченного характера: развитие отдельных отраслей и регионов. Среднесрочные планы могут дополняться и уточняться краткосрочными. Они получили название экономических бюджетов. В прямом смысле экономические бюджеты не есть детализация среднесрочных программ по годам — они разрабатываются независимо от них, но в своей конструктивной части бюджеты не могут не учитывать среднесрочных наметок. Обе формы программирования взаимосвязаны, но скорее, как сосуществующие или взаимодополняющие, чем субординированные.


К программированию примыкает и смешанная форма регулирования, известная под названием планов стабилизации, посредством которой решаются как перспективные, так и текущие задачи по поддержанию сбалансированности производства, его более равномерной динамики. В своей основе планы стабилизации принадлежат к конъюнктурному регулированию. Но в той степени, в которой они служат борьбе со структурной несбалансированностью, их можно рассматривать и как форму структурного регулирования, и, следовательно, как элемент системы программирования. Следует отметить, что лишь некоторые частные программы и планы стабилизации подлежат обязательному выполнению, но их реализация может быть в любое время остановлена. Что касается среднесрочных планов и экономических бюджетов, то они носят рекомендательный характер и их выполнение не является строго обязательным.

На современном этапе развития экономики широко применяются математические методы экономического планирования. Последние представляют собой использование математических приемов для осуществления плановых расчетов, в том числе и в составлении различного рода экономических моделей. В основе математических методов планирования лежит математическое моделирование экономических процессов. Математические модели позволяют устанавливать влияние комплекса различных факторов развития экономики, проверять выдвинутые научные гипотезы, создавать различного рода планы и программы, а затем выбирать оптимальный вариант действия. Математические модели экономических процессов представляют собой формализацию знаний и определенное упрощение экономических процессов. Поэтому они всегда требуют глубокого теоретического обоснования, практической проверки. Использование математического моделирования в регулировании экономики предполагает широкое применение компьютерной техники, формирование специальной системы отбора, учета и обработки информации.

Рассматривая сущность государственного регулирования экономики, необходимо коснуться проблемы планомерности. Сознательный характер государственного регулирования экономической системы, наличие различного рода программ и планов говорят о том, что регулирование имеет отношение к хозяйственной организации, которую обычно квалифицируют как планомерную. Если оставаться в рамках самой регулирующей деятельности государства, то можно прийти к заключению о планомерном характере регулирования. Однако такой вывод утрачивает определенность, как только принимается во внимание взаимодействие государства с экономикой, монополизированным конкурентно-рыночным механизмом. Оказывается, что регулирование не только не сообщает общественному производству характера планомерно-организационного процесса, но и само не реализуется как планомерная организация.


Заключение.

Таким образом можно прийти к выводу, что регулирование не может заменить собой конкурентно-рыночную организацию, он вынуждено к ней приспособиться, реализоваться как подсистема этой организации. Каким бы не выглядело регулирование, оно, в конечном итоге, всегда осуществляется как конкурентно-рыночная организация. Природа и сущность регулирования двойственны: это одновременно и планомерная, и непланомерная формы, но «присутствие» планомерности здесь таково, что собственно планомерная организация общественного производства не достигается. Двойственная природа регулирования обуславливает внутреннюю противоречивость между тенденцией к планомерной организации и ее фактической конкурентно-рыночной реализацией. Самое большее, о чем можно говорить, это об элементах планомерности в рамках государственного регулирования, и то с большой долей условности.

Отличительной чертой планомерности является ее нацеленность на национальные интересы, на обеспечение цели процесса производства. Необходимость планомерности в масштабе всей экономической системы возникает с повышением уровня обобществления производства, а также с формированием единого национально-хозяйственного комплекса, в котором органически связаны: производство, распределение, обмен и потребление в масштабах страны.

Планомерность как форма движения, развития экономической системы обусловливает непосредственно-общественные экономические связи, отношения всех членов общества. Она выражает необходимость координации из единого центра практической деятельности людей во всех сферах жизни посредством целенаправленного научного предвидения и управления социально-экономическими процессами. Отношения планомерности выражают объективную необходимость согласованного хозяйствования в масштабе общества, за счет общества и достижения цели производства — все более полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Планомерность позволяет регулировать все общественное производство как осознанный процесс, как сознательное движение к цели, ограничивать возможность проявления стихийности и обеспечивать большее соответствие между поставленными задачами, целями и достигнутыми результатами. Планомерность выступает как форма государственного регулирования экономики в организации общественного производства, обеспечения все большего соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.


Инструментарий государственного воздействия на экономику можно рассматривать как совокупность инструментов, применяемых государством, которая отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений. Инструменты регулирования можно классифицировать следующим образом. Управление государственной собственностью, инструмент экономического воздействия — государственное потребление, расходы на социальные нужды, бюджетная политика, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование. Финансовое избирательное регулирование, инструмент административно-экономического воздействия — контроль над кредитной системой, доходами, ценообразованием, контрактами. «Встроенные стабилизаторы», инструмент административного воздействия, осуществляемого путем введения законодательных или административных ограничений, не затрагивающих движение стоимостных факторов, методы информационного воздействия, а также государственное хозяйственное законодательство и инспекция.

Таким образом, под функционированием механизма государственного регулирования экономики можно понимать целенаправленные действия государства по координации экономических отношений между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и между странами в соответствии с национальными целями и задачами. Основными видами деятельности, определяющими функционирование механизма государственного регулирования в национальной экономике, являются внутриэкономические виды деятельности и внешнеэкономические.

Механизм государственного регулирования экономики, как структурный элемент системы государственного регулирования воздействует количественно и качественно на все секторы национальной экономики. Структура механизма зависит от институциональных особенностей государственной власти, но является мобильной и диктуется потребностями научно-технического, социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности и неразрывно связана с формированием и развитием политических сил государства, изменениями в приоритетах проводимой ими экономической политики.

Список использованной литературы.

  1. Миронова О. Ф., Дометова Г. И. Перспективы государственного регулирования экономики в России // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2013.
  2. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Логос, 2016.
  3. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013.
  4. Экономическая безопасность: учеб. для вузов / под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. М.: Юрайт, 2014.
  5. Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Проблемы теории и практики управления - 2016. - N 6.