Файл: Государственное регулирование экономики: понятие, методы и формы..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
Вступление.
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью, полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется государственное регулирование экономики путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое государственное регулирование экономики присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость государственное регулирование экономики даже при рыночной модели.
В условиях рыночной модели государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику, а также к административным и правовым способам.
Особенности механизма государственного регулирования экономики.
На первый взгляд, простой вопрос о том, что такое механизм государственного регулирования экономики, вызывает большое многообразие разных ответов. В своем большинстве, эти представления о механизме государственного регулирования экономики, объясняются повседневной жизнью. Каждый сталкивается с производственными отношениями, отношениями собственности, технико-экономическими, социально-экономическими отношениями и т.п. Поэтому в обыденном сознании, представление о механизме государственного регулирования экономики связано с рациональным ведением хозяйства, эффективным использованием средств и ресурсов, и т. п.
Развитие общества, постоянное его воспроизводство осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди этих отношений основополагающее место занимают экономические отношения, которые в своей простейшей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использования имеющихся ресурсов в конкретно-исторических, социально-экономических условиях, определенных, в конечном счете, существующими отношениями собственности.
Механизм государственного регулирования экономики определяется двумя аспектами экономических отношений, которые тесно связаны между собой, в то же время различны и обладают определенной самостоятельностью. Аспект рационального использования имеющихся ресурсов и средств производства, а также их воспроизводство являются технико-экономическими и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями. Тогда как аспект, определяющий социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, непосредственно определяется отношениями собственности в данном обществе. Таким образом, сущность механизма государственного регулирования экономики, основанного на особенностях социально-экономических производственных отношений, получает новое подтверждение в современных условиях, когда развитие многообразия форм собственности на основе существующего технико-экономического базиса используется для активного формирования и развития экономики.
Механизм государственного регулирования экономики образует систему. Каждому способу производства присуща своя система производственных отношений и, следовательно, свой механизм государственного регулирования экономики. Причем особую, и определяющую роль в каждой системе, играет основной экономический закон, который выражает наиболее существенные черты данных производственных отношений.
Главная проблема при изучении механизма государственного регулирования экономики заключается в выявлении его содержания. Для этого необходимо: определение входящих в механизм государственного регулирования производственно-экономических отношений; установление степени адекватности экономических форм управления объективным основам экономического строя.
Механизм государственного регулирования, отражая специфику систем хозяйствования, включает следующие основные характеристики: во-первых, поверхностные формы производственно-экономических отношений (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т.д.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе.
Существенное влияние на формирование механизма государственного регулирования оказывает общее положение экономической системы в стране, поскольку она определяет условия становления конкурентного рынка и предпринимательской среды, на которые направлено его действие.
Основополагающим началом формирования механизма государственного регулирования экономики служат конкретные объекты и субъекты регулирования. Объекты воздействия государственных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования государственной экономической политики. Процесс формирования механизма государственного регулирования экономики можно представить в виде следующей последовательности:
— определение конкретных объектов регулирования и целей, трансформированных в критерии регулирования (количественный аналог целей);
— выявление факторов регулирования, определяющих элементы объекта регулирования и их связи;
— установление оптимальных методов воздействия на факторы регулирования, которые конкретизируют инструментарий, способы, технологии достижения поставленных задач;
— предоставление совокупности необходимых ресурсов (материально-технических, финансовых, социальных, институциональных и др.) для регулирования объекта, при использовании которых реализуются методы регулирования, и обеспечивается выполнение стратегической цели.
Несомненно, что для формирования механизма государственного регулирования требуются стабильность политической системы в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.
Сущностные характеристики механизма государственного регулирования раскрываются в его функциях. В качестве основополагающих характеристик можно выделить следующие:
— поддержание соответствия между непрерывно развивающимися производительными силами и конкретными формами производственно-экономических отношений;
— обеспечение экономической реализации отношений собственности, при этом надо иметь в виду, что применение неадекватных сущностным характеристикам собственности форм хозяйствования неизбежно ведет к ее деформации;
— согласование интересов агентов общественного производства, что не может быть осуществлено путем подчинения одних другими, а требует их сочетания;
— реализация социально-экономической политики при условии, что ее цели и задачи формируются как объективный результат функционирования конкретных производительных сил и производственно-экономических отношений, в противном случае они не смогут быть фактором развития и не будут реализованы.
Функционирование механизма государственного регулирования возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой подсистемы (среды), не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности (ответственность) и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью.
Большое влияние на функционирование механизма государственного регулирования оказывает общественное мнение, которое формируется в средствах массовой информации. Несмотря на широкую известность и относительную изученность значимости механизма государственного регулирования экономики, само понятие остается в теории экономики недостаточно четко определенным. В целом механизм государственного регулирования экономики рассматривают, как наиболее активный компонент системы государственного регулирования экономики, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности регулируемого объекта.
Механизм государственного регулирования экономики — это структурный элемент системы государственного регулирования экономики, включающий в себя совокупность форм, методов, средств, инструментов государственного воздействия, применяемых органами государственной власти федерального и регионального уровня в процессе регулирования производственно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами в соответствии с макроэкономическими целями и задачами развития страны.
Вопрос о структуре механизма государственного регулирования экономики в настоящее время остается дискуссионным. К этому выводу приводит анализ научной литературы по данной проблематике. Структуру механизма государственного регулирования экономики можно рассматривать как организационно-экономическую модель регулирующей деятельности государства, основанную на экономических законах, определяющих функционирование рыночной экономики.
Государственное регулирование осуществляется следующими основными методами: прямого регулирования хозяйства; косвенного воздействия на экономику через кредитно-денежную сферу.
Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.
Прямое государственное регулирование экономики получает преимущественное развитие во время войн. Методы такого регулирования могут быть самые разнообразные. Государство объединяет предпринимателей по отраслям, присваивает правлению картеля функции государственной монополии, берет на себя закупку сырья на внешних рынках, вводит карточную систему распределения потребительских товаров и т.д.
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Административные методы подразделяются на меры запрета, меры разрешения и меры принуждения.