Файл: Организационная культура и организационное консультирование.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
3.2. Типология М. Бурке
Этот учёный выделил восемь типов организационной культуры. Параметры для анализа: взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала (Табл. 2).
Таблица 2
Тип культуры |
Параметры культуры |
|||
Взаимодействие с внешней средой |
Размер и структура организации |
Мотивация персонала |
Примечания |
|
1. Культура «оранжереи» |
Не интересуется изменениями внешней среды |
Бюрократическая система |
Персонал слабо мотивирован |
Характерна для гос. предприятий, конформизм, анонимность отношений |
2. Культура «собирателей колосков» |
Стратегия зависит от случая |
Мелкие и средние предприятия, структура архаична. Функции распылены |
Персонал слабо мотивирован |
Уважение к руководству – основа системы ценностей |
3. Культура «огорода» |
Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке |
Пирамидальная структура |
Низкая |
Используют испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений |
4. Культура «французского сада» |
То же |
Крупные предприятия, бюрократическая система |
К людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы |
Несколько изменённый вариант «огорода» (например, IBM) |
5. Культура «крупных плантаций» |
Постоянное приспособление к изменениям окружения |
Крупные предприятия, имеющие 3–4 иерархических уровня |
Степень мотивации достаточно высокая |
Поощряется гибкость персонала |
6. Культура «лианы» |
Ориентация каждого работника на требования рынка |
Сокращённый до минимума управленческий аппарат |
Высокая |
Широкое использование информатики |
7. Модель «косяка рыб» |
Высокая ориентация на изменения рынка. Гибкость, маневренность |
Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка |
Высокая |
Особые требования к интеллектуальной гибкости персонала |
8. Культура «кочующей орхидеи» |
Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому |
Неформальная, постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников |
Относительно низкая |
Цель – предложить единственный в своём роде товар (рекламные агентства, консультационные фирмы) |
Разумеется, примеры этого параграфа не исчерпывают перечень наработок исследователей стилей управления и организационных культур. В силу ограниченности объема работы, за ее рамками остались типологии Г.Хофштеде (он выделил четыре аспекта, характеризующих менеджеров и организацию в целом: индивидуализм-коллективизм; дистанцию власти; стремление к избежанию неопределенности; мужественность-женственность), Т. Е. Дейла и А. А. Кеннеди (в качестве анализируемых параметров они выбрали уровень риска и скорость получения обратной связи), Р. Акоффа (он анализировал степень привлечения работников к установлению целей в организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей), У.Оучи (типология У. Оучи базируется на различиях в регуляции взаимодействий и отношений), С.Ханди (для анализа он выбрал процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер её деятельности на различных этапах эволюции) и другие достойные внимания типологии.
Приведенные выше примеры типологии организаций и организационных культур однозначно подтверждают практически значимый аспект: внимательное отношение к культуре организации, модели коммуникаций и стилю управления не просто открывают дополнительные возможности для нас, организационных консультантов, но и являются необходимым условием успешной реализации консалтинговых проектов по организационному развитию и управлению изменениями.
В следующих параграфах моей работы я приведу образцы консультационных методик, явившихся результатом глубокой и системной работы с организационной культурой компаний-клиентов известных практиков-консультантов по организационному развитию – Ицхака Адизеса (Институт Адизеса, США) и Эндрю Холмса (США).
Ицхак Кальдерон Адизес – американский и македонский писатель, один из всемирно признанных экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путем внесения кардинальных изменений.
Основываясь на опыте работы в сотнях компаний в пятидесяти странах, Ицхак Адизес, разработал диагностическо-терапевтическую методологию осуществления организационных изменений, известную как Методология Адизеса. Уникальность этой методологии заключается в том, что она помогает корпорациям достичь стадии «расцвета» в жизненном цикле корпорации, чтобы одновременно воспользоваться плодами высокого роста и высокой прибыльности.
Методология Адизеса – обширное знание, которое невозможно уместить в рамки данного реферата. Рассмотрим один аспект, положенный в основу интервенционной технологии, – типологию стилей управления Адизеса, наложенную на еще одну авторскую концепцию – кривую жизненного цикла организации. И посмотрим, какой простой и при этом мощный инструмент получили организационные консультанты в категории системных подходов к диагностике и решению проблем управления организаций-клиентов.
Итак, о стилях управления по Адизесу. Что такое PAEI? Приведу описание основных понятий этой концепции из книги И. и Р. Маданес и И. Адизеса «От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера».
PAEI — это аббревиатура, обозначающая четыре основные потребности любой организации и соответствующие основные виды управленческой деятельности.
(P)roducing — производство результатов, обеспечивающее результативность организации.
(A)dministrating — администрирование, обеспечивающее эффективность организации.
(E)ntrepreneuring — предпринимательство, требующееся для осуществления изменений и обеспечивающее результативность в долгосрочной перспективе.
(I)ntegrating — интеграция людей в организацию ради ее жизнеспособности и эффективности в долгосрочной перспективе.
Когда все четыре роли исполняются правильно, организация остается результативной и эффективной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Приглядевшись к четырем ролям PAEI, мы обнаруживаем, что они конфликтуют друг с другом. Это не означает, что различные роли взаимоисключают друг друга. Если руководитель прекрасно справляется с одной ролью, другие ему даются с трудом. Каждая роль действует в своем направлении, играть несколько ролей одновременно невозможно.
Главный вывод, к которому пришел Адизес в процессе работы над PAEI-концепцией, - не существует идеального руководителя, прекрасно справляющегося со всеми четырьмя управленческими ролями (все буквы заглавные – PAEI – то есть, все управленческие компетенции исключительно развиты). А вот сбалансированная система управления организации с правильными акцентами на компетенциях вплоть до PAEI-идеала вполне достижима.
Существует большое количество сочетаний из компетенций высокоразвитых, главенствующих (P, A, E, I) и компетенций, имеющих место быть, не набравших полной силы, подчиненных (p, a, e, i). Какова же формула правильного стиля управления? Всегда ли нужно стремиться к PAEI? Как привести организацию к наиболее гармоничной модели управления? Что нужно учесть?
По Адизесу, стиль управления организации определяется стадией ее жизненного цикла (см. Схему 1).
Схема 1
Как же предлагает использовать свою концепцию И.Адизес организационным консультантам? Алгоритм не сложен. Необходимо продиагностировать состояние системы управления компании-клиента, определить фазу жизненного цикла, вывести формулу стиля управления. Далее работаем над совершенствованием сильных компетенций (на это наверняка имеется запрос) и предлагаем решение проблем в части компетенций слабых (потребность в этой услуге заказчик, как правило, не осознает). Так, в зависимости от стадии развития организации, Адизес предлагает внешним консультантам применять следующие методы «лечебного» воздействия на проблемные зоны клиентов:
Таблица 3
Стадия жизненного цикла организации |
Зоны и методы воздействия внешних консультантов |
«Ухаживание» paEi |
Проверка реальности бизнес-идеи; тестирование продукта, анализ рынка. |
«Младенчество» Paei |
Формирование неформального совета директоров; поддержание уровня ответственности основателя. |
«Давай-давай» PaEi |
Формирование внешнего совета директоров; обеспечение единомыслия; оптимизация планирования; формализация правил и процедур; делегирование. |
«Юность» |
Внимание на цели и стратегии их достижения; работа с коллективом – отвлечение от межличностных отношений, переключение внимания на решение реальных практических задач. |
«Расцвет» PAEi |
Реорганизация и децентрализация; выявление идей для запуска нового жизненного цикла. |
«Стабильность» PAeI |
Реорганизация и децентрализация; работа с командой по устремлениям; минимальное «хирургическое вмешательство» - увольнение мертвых пней. |
«Аристократия» pAeI |
Программы поглощений, слияний; децентрализация; работа с командой по устремлениям; минимальное «хирургическое вмешательство» - увольнение мертвых пней. |
«Охота на ведьм» 0A0i |
Срочное «хирургическое вмешательство» - увольнение негативно настроенных и абсолютно неэффективных; работа с командой по устремлениям. |
Американский организационный консультант Эндрю Холмс построил свою концепцию консультирования, адаптированного к организационной культуре, на модели, разработанной Р. Гоффи и Г.Джонсом. И выбрал он ее из-за «простоты и доступности». Она строится на двух аспектах: общительности и солидарности.
Р. Гоффи и Г.Джонс выделили четыре обобщенных типа культуры:
- Сетевая культура – отличается дружелюбием; люди симпатизируют друг другу, демонстрируют высокий уровень эмпатии; отношениям свойственна высокая степень доверия.
- Коммерческая культура – отличается жесткостью, настойчивостью в достижении целей; люди прежде всего думают о целях; коммуникации осуществляются быстро и по делу; ценится быстрота реакции, когда не тратится слишком много времени на размышления.
- Общинная культура – дружелюбие сочетается с настойчивостью и амбициями, страстная приверженность компании – с сильным чувством общности и совместной ответственности; люди усердно трудятся; жесткие нормы поведения; используются все возможные каналы коммуникации; работа и жизнь вне работы сливаются воедино, и работа становится образом жизни.
- Фрагментарная культура – люди не слишком дружелюбно относятся друг у другу, они не поддерживают организацию и ее цели; люди работают главным образом на себя, в изоляции, не любят, когда их прерывают; работу часто делают вне офиса – в дороге или дома; люди больше ассоциируются с профессией, а не с организацией; коммуникации коротки и обычно касаются работы.
Приняв эту типологию организационных культур за основу, Эндрю Холмс разработал методики диагностики культур компаний-клиентов (по поведению в отношении времени, контроля, выживания, риска и доверия), оценки соответствия культуры консультанта и клиента, а также методики применения концепции понимания культуры в консультировании, а именно:
- Стратегия ведения дел с клиентами;
- Стратегия и тактика продаж;
- Управление работой над проектами;
- Управление отношениями.
Каждая методика разработана Э.Холмсом применительно к четырем возможным культурам организаций-клиентов. Так, автор дает консультанту-продавцу следующие рекомендации: