Файл: Компетенция и квалификация специалистов. Целевой уровень вознаграждения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема реферата является очень актуальной, так как в ситуации бурно развивающейся рыночной экономики, чередующейся то взлетами, то падениями и неизменно сопровождающейся высокой степенью неопределенности наиболее остро встает вопрос компетентности и квалификации специалиста способного быстро и правильно решить все вопросы и трудности.

Вопросы профессиональной компетентности и квалификации специалиста рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых, например ,И.А. Зимней, Джона Равена, Ю.Г. Татура,М.П. Чошанова. Однако подходы к трактовке и определению понятия профессиональная компетентность и квалификация весьма различны.

Обычно квалификацию определяют как уровень профессионального мастерства. В случае нормативного понимания квалификация означает требования к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать и уметь работник той или иной категории). Квалификация в нормативном смысле - это требования профессии к разным уровням выполнения труда.

Компетенция профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Вознаграждения, и заработная плата в особенности, представляют собой в большинстве случаев один из самых значительных аспектов в управлении персоналом. Соглашаясь выполнять определенный объем работы для организации, сотрудник соглашается и на получение определенного вознаграждения за это. Деньги важны не только потому, что на них можно что-то купить, но и потому, что они служат показателем ценности сотрудника для организации.  
Системы оплаты обычно являются сферой компетентности специалистов.     В целом, под системой вознаграждения мы понимаем набор правил или процедур для определения заработной платы и других видов вознаграждений, которые должен получать каждый сотрудник. 

Цель реферата: изучение компетенции и квалификации специалистов, целевого уровня вознаграждения.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность компетенции специалистов

2. Изучить понятие и сущность квалификации специалистов

3. Рассмотреть понятие и сущность вознаграждения

4. Выявить виды вознаграждения

1.Компетенция и квалификация специалистов


1.1.Понятие и сущность компетенции специалистов

Компетентность - комбинация знаний, навыков и способностей в какой- либо области, которая позволяет специалисту выполнять задачу или функцию на определенном (требуемом) уровне мастерства. Компетенция - это такая часть компетентности, с помощью которой можно измерить готовность этого специалиста к выполнению определенной работы. [1]

Под компетентностью понимается, индивидуальная характери­стика степени соответствия человека требованиям профессии. О на­личии компетентности судят по результату труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату дан­ной профессиональной деятельности; оценка или измерение конеч­ного результата — это единственный научный способ судить о ком­петентности. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессио­нальных вопросов.[2]

Различают следующие виды профессиональной компетентно­сти:

— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

— личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Существует еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» — готовность к работе во вне­запно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более, чем другие готовы к смене профессии, к пе­реучиванию, им меньше грозит безработица.


1.2. Понятие и сущность квалификации специалистов

Понятие “квалификация” используется как в нормативном смысле, так и для характеристики отдельного человека. Обычно квалификацию определяют как уровень профессионального мастерства. В случае нормативного понимания квалификация означает требования к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать и уметь работник той или иной категории). Квалификация в нормативном смысле – это требования профессии к разным уровням выполнения труда. В случае характеристики отдельного человека квалификация понимается как круг профессиональных задач, которые должен решать специалист, его знания и умения, которые должен иметь специалист той или иной категории.[3]

Другими словами, квалификация определяется не числом имеющихся у специалиста дипломов об образовании, не сроком обучения, а характеристикой уровня его компетентности в решении профессиональных задач и проблем. Т.е. квалифицированным можно назвать специалиста, не только умеющего решать задачи определенного уровня сложности, но и способного увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в связи с этими тенденциями.

Рассматривая профессиональную деятельность специалиста, можно выделить такие компоненты, как подготовленность (готовность специалиста создавать продукт профессиональной деятельности) и продуктивность (оценивание качеств созданных продуктов профессиональной деятельности). При таком подходе основополагающими являются уровни подготовленности специалиста (его знания, умения и навыки) и продуктивность описывающая через профессионально- и социально – значимые продукты, созданные субъектом профессиональной деятельности. В данном случае не учитывается социальная направленность профессиональной деятельности и соблюдение субъектами правовых и моральных норм. Кроме того, осуществляя на практике профессиональную деятельность, приходится искать такие способы реализации данной деятельности, которые бы обеспечивали успех и личный, и соответствующей организации. Для этого не достаточно иметь определенный багаж знаний и достигнутых способностей. Необходимо проявлять инициативу, предприимчивость, пользоваться собственной креативностью.


 В состав профессиональной квалификации специалиста входят: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство. Компетентность специалиста основывается на знаниях, владении информации об особенностях тех условий в которых происходит исполнение функционала. Нравственность предполагает соблюдение правовых и моральных норм, которые наиболее присуще данной профессиональной деятельности. Нравственность является социальной характеристикой. Инициативность специалиста проявляется в процессе поиска перспективных вариантов, служит залогом совершенствования предоставляемых народу услуг, побуждает человека к совершенствованию собственной профессиональной квалификации. Профессиональное мастерство представляет интегративную способность специалиста устойчиво обеспечивать исполнение функционала социально востребованными результатами.

Перечисленные элементы состава профессиональной квалификации специалиста характеризуют личные качества специалиста, значимые непосредственно в профессиональной деятельности. Просматривается достаточность этих элементов для характеристики профессиональной деятельности специалиста. Действительно, компетентность является гарантией исполнения специалистами своих функций, опираясь на знания. Нравственность предполагает правовую и моральную направленность специалиста в процессе профессиональной деятельности. Инициативность служит залогом проявления творчества в профессиональной деятельности. Мастерство, базируется на предыдущих элементах, предоставляет качество результатов деятельности специалиста.

2. Целевой уровень вознаграждения

2.1. Понятие и сущность вознаграждения

Под вознаграждением персонала понимают все затраты, которые несет работодатель на основании трудового соглашения. Соотношение общих расходов работодателя, не связанных с затратами труда работников и их доходом.[4]

Процесс определения материального вознаграждения работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, а с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности.

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает всех целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными условиями труда и т.д.


Материальная мотивация рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина заработной платы может также рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если рост заработной платы отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и специального статуса. Некоторые авторы склонны рассматривать заработную плату и как средство удовлетворения потребности в самоуважении.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Ввиду того, что понятия ценности у людей специфичны, различна и оценка вознаграждения, относительность его ценности.

2.2. Виды вознаграждения

Существует два вида вознаграждения: внутреннее и внешнее.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).

Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками от организации в качестве компенсации за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.

Одним из важных является вопрос разумного сочетания материального и морального стимулирования в рамках единой системы.

Материальное поощрение может выступать в виде зарплаты, премии и продвижения по службе, а для руководящих работников - в форме признания их заслуг. Моральное поощрение вытекает из самого процесса работы - это удовлетворение достигнутым результатом и ощущение смысла происходящего. В целях усиления этого стимулирующего фактора руководство должно стараться постоянно улучшать условия работы. В этих целях в передовых компаниях часто осуществляется реорганизация трудового процесса с целью повышения ответственности работника за порученное дело.