Файл: Функции и полномочия Президента РФ как главы государства (по дисциплине: Конституционное право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обеспечении реализации Президентом его полномочий на всей территории Российской Федерации, воссоздании и укреплении так называемой «вертикали власти» ответственную роль играет его полномочные представители в федеральных округах. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации за все время своего непродолжительного существования неоднократно претерпевал изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя Президента России в субъекте Российской Федерации; затем она была преобразована в полномочного представителя Президента России в регионе (охватывающем несколько субъектов Российской Федерации). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года[3] было произведено очередное изменение в этой сфере и учрежден нынешний институт полномочного представителя Президента в федеральном округе. Необходимость последнего преобразования была обусловлена потребностью в современных формах обеспечения реализации Президентом России своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением решений.

Были образованы следующие федеральные округа: Центральный; Северо-Западный; Южный; Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный.

В дальнейшем (январь 2010 г.) из состава Южного федерального органа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорске. В составе же Южного федерального округа осталось всего шесть регионов. Полномочный представитель Президента Российской Федерации по одному из указанных (теперь уже восемь) федеральных округов, назначается на эту должность (и освобождается) Президентом Российской Федерации по представлению руководителя Администрации главы государства. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий (практически не более шести лет). В задачи полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе входят: организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами власти субъектов Федерации; анализирует эффективность работы правоохранительных органов; осуществляет назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента России.


Также нельзя обойти вниманием государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ, - Администрация Президента. Это государственный орган, сформированный в соответсвии в п. «и» ст. 83 Конституции, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением решений.

Поскольку деятельность Президента Чрезвычайно многообразна и разнопланова, при сохранении необходимой стабильности весьма динамичны деятельность и структура Администрации Президента РФ. За период функционирования Администрации Президента уже накопился определенный опыт развития как самого статуса Администрации, так и его отдельных структурных подразделений.

Вторая группа полномочий Президента Российской Федерации состоит из полномочий, относящихся главным образом к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации, т.е. полномочия, связанные с обеспечением деятельности парламента в России и принятием федеральных законов.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент России: назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу; обладает правом законодательной инициативы, т.е. вносит законопроекты на рассмотрение в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето на федеральные законы.

Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом. В Конституции определен срок полномочий Государственной Думы – 5 лет.

Президент Российской Федерации имеет право распустить Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 109, ст. 111 и 117), а именно:

1) После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой (в этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) При выражении Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации (постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы) Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы; в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу ( ч. 3 ст. 117Конституции РФ);


3) Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Однако Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции РФ. Государственная Дума не может быть также распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ).Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течении шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ).

Кроме того, стоит отметить, что Президент Российской Федерации вправе распустить только одну палату Федерального Собрания (ст. 109 Конституции РФ). Роспуск другой палаты парламента – Совета Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.

В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату проведения выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Последняя функция главы государства завершает законодательный процесс путем придания закону обязательной силы. Однако заметим, что подписание закона Президентом России отнюдь не является, как это имеет место в некоторых странах, актом формальным. Президент Российской Федерации имеет право отклонить закон (отлагательное вето Президента), что влечет его повторное рассмотрение. Конституция предусматривает возможность преодоления президентского вето по отношению к закону, принятому парламентом.

Президент имеет также полномочия на издание собственных правовых актов – указов и распоряжений (ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ – это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента РФ являются правовой базой издания Правительством своих нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ).

По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения Президента РФ, содержащие правовые нормы, - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Издаваемые Президентов указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению. Указами Президента РФ оформляются наиболее важные решения Совета Безопасности РФ.


Акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

Также Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ). Кроме того, Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Третья группа полномочий Президента России включает в себя полномочия в сфере внешнеполитической деятельности.

В соответствии со ст. 86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций. В Конституции, однако, не определены формы руководства Президентом внешней политикой. Этот вопрос урегулирован Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. за № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[4], установившим, что Министерство иностранных дел Российской Федерации находятся в двойном подчинении: Правительства и Президента.

Президент Российской Федерации обладает значительными полномочиями в сфере обеспечения прав личности граждан и лиц без гражданства (ст. 89 Конституции РФ). В частности, сюда относятся: решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования. Президент России обладает прерогативой принятия решений о предоставлении политического убежища. Это еще раз свидетельствует об особой роли Президента в системе государственного устройства Российской Федерации.


В четвертую группу полномочий входят все иные полномочия Президента РФ, не составляющий широкую сферу.

Только Президент РФ уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения – награждать государственными наградами и присваивать почетные звания Российской Федерации. Указом Президента от 2 марта 1994 г.[5] утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. К исключительным полномочиям Президента России относится и его право помилования, полностью или частично освобождающим осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему наказание более мягким. Акты помилования всегда носят индивидуальный характер. К полномочиям Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (ст. 87 Конституции РФ), в частности, относятся: формирование Совета обороны; утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил России; введение военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Следует отметить, что Президент РФ осуществляет общее руководство всеми органами обеспечения безопасности Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории России или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Помимо военного положения Президент РФ, в определенных случаях, согласно ст. 88 Конституции РФ и федеральному конституционному закону, вводит на территории России или ее отдельных местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мною были подробно рассмотрены функции и полномочия Президента Российской Федерации как главы государства.

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Во-первых, Президент Российской Федерации - это крайне влиятельная политическая фигура, оказывающая значительное влияние на всю систему государственной власти, внутреннюю и внешнюю политику.

Во-вторых, можно проследить, что Президент Российской Федерации такими полномочиями, которые фактически позволяют почти полностью контролировать деятельность исполнительной и законодательной власти, что противоречит самой концепции разделения властей, на которой и построена вся государственная власть России. Один из таких полномочий является право президента на председательствование в Правительстве Российской Федерации.