Файл: Функции и полномочия Президента РФ как главы государства (по дисциплине: Конституционное право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в любом государстве действует глава, который осуществляет представительство государства как внутри, так и вне своей страны, а также является его символом. В зависимости от формы правления, установленной Конституцией государства, его глава может быть наделен и другими полномочиями. В двух существующих на данный момент формах правления: республики и монархии, круги полномочий глав таких государств сильно отличаются друг от друга. Если при абсолютной монархии глава государства имеет неограниченную власть, то при конституционной все иначе, монарх сильно ограничен в своих полномочиях конституцией и парламентом, как, например, в Великобритании.

Ввиду того, что Россия – государство с республиканской формой правления, ее главой является Президент, функции и полномочия которого определены в главе №4 Конституции Российской Федерации[1]. Помимо главы государства, Президент также является высшим должностным лицом в системе органов государственной власти, осуществляя свои полномочия единолично. Статьей №10 Конституции Российской Федерации закреплено разделение органов государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, однако, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из перечисленных ветвей, но в то же время имеет определенные полномочия по отношению к каждой из них. Согласно части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Наличия института Президентства в Российской Федерации обуславливается необходимостью недопущения выхода какой-либо ветви власти за пределы своих полномочий и обеспечения устойчивости государственного механизма. Вместе с тем, в Конституции Российской Федерации установлен определенный механизм взаимодействия всех трех ветвей власти и Президента, а также ряд других гарантий, препятствующих сосредоточению всей власти в руках главы государства. Но все же в таком механизме имеется определенный дисбаланс, который будет рассмотрен далее в данной работе.

Компетенция Президента Российской Федерации достаточно обширна и требует более подробного рассмотрения.

Целью данной работы является наиболее полное рассмотрение функций и полномочий Президента Российской Федерации.

Объект исследования – функции и полномочия Президента Российской Федерации.


Предметом данной работы – общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий Президента Российской Федерации.

1.ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года Президент как глава государства выполняет несколько строго определенных функций, закрепленных в главе 4, а именно:

  1. Является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

Содержание данной функции выражено в присяге Президента, которую он приносит российскому народу при вступлении на должность: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

  1. Принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;
  2. Обеспечивает согласованное действие органов государственной власти;
  3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Данные направление должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом Президент не определяет весь спектр целей и задач, а только лишь основные направления.

  1. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Стоит отметить, что вся деятельность Президента Российской Федерации в любой сфере направлена на охрану Конституции и обеспечение неукоснительного исполнения ее правовых предписаний.

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как и любой другой орган государственной власти, Президент имеет свои полномочия. Полномочия Президента России осуществляются на основе его собственной воли, в рамках и в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами в необходимом взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государственной власти.

Руководствуясь целью данной работы, рассмотрим эти полномочия более подробно, подразделив их на несколько достаточно обособленных групп.


Первая группа включает в себя полномочия по формированию органов государственной власти. Это особая группа полномочий Президента Российской Федерации закреплена в ст. 83 Конституции и связана с назначением и освобождением должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые позиции на федеральном уровне, чья деятельность оказывает наибольшее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Президент России:

  1. участвует в формировании исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства, Президент определяет не только систему, но и структуру системы федеральных органов исполнительной власти. Данная система утверждается указами каждого нового Президента России при решении вопроса о формировании и переформировании Правительства. Указы Президента о структуре федеральных органов исполнительной власти устанавливают, в частности, какие органы упраздняются, кому передаются их полномочия, какое наименование обретают вновь образованные органы, какова численность Правительства. Этими же актами фиксируется конкретный перечень действующих федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств и пр. В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами Президент непосредственно руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти, которые принято называть «силовыми» (Министерство внутренних дел, МЧС России, Министерство юстиции, федеральные службы – фельдъегерская, внешней разведки, безопасности, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, охраны; федеральные агентства – Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ). Считаю необходимым также отметить, что Президент, в соответствии с п. «б» ст. 83 Конституции РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  2. участвует в формировании органов судебной власти, а именно предлагает Совету Федерации для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; судей других военных округов, групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и равных им военно-судебных органов назначает лично;
  3. предлагает Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит в эту же палату предложения об освобождении Генерального прокурора от должности;
  4. назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в семи федеральных округах, представителей в палатах Федерального Собрания;
  5. Формирует Администрацию Президента, призванную оказывать ему помощь в выполнении своих полномочий;
  6. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  7. Назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Конституцией предусмотрены две основные процедуры участия Президента России в назначении должностных лиц:

  1. Собственно президентские назначения;
  2. Назначения при участии других должностных лиц или органов (по представлению Президента или согласия Президента). Последняя процедура может быть различна по форме и иметь далеко неодинаковое значение.

Так, Президент формирует Совет Безопасности Российской Федерации и является по должности его председателем. Он самостоятелен при назначении и отзыве дипломатических представителей в иностранных государствах. Согласия соответствующих комитетов и комиссий Федерального Собрания на такие назначения не требуется. Тем не менее, с ними обычно проводятся консультации рекомендательного характера, что, как представляется, обеспечивает должный авторитет назначенным Президентом лицам, представляющим за рубежом Российскую Федерацию.

При назначении отдельных должностных лиц федеральных органов Президент взаимодействует и исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, назначение Председателя Правительства Российской Федерации производится Президентом с согласия Государственной Думы.

Между тем принятие Государственной Думой предложения Президента Российской России по назначению Председателя Правительства РФ выражается в принятии постановления большинством голосов от общего числа членов Госдумы – это не только правовой, но и политический акт, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству. Если Правительство утрачивает доверие Государственной Думы, то она в соответствии с п. 3 ст. 117 Конституции Российской Федерации может выразить ему недоверие.

Аналогичным образом производится назначение Генерального прокурора Российской Федерации, что, как представляется, обеспечивает определенные гарантии против авторизации силовых функций, возврата России к полицейскому государству.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении от должности. Сотрудничество Президента и непосредственно избираемой населением Государственной Думы в вопросе о возглавляющем Государственный банк лице очень существенно, поскольку на основании ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации свою основную функцию – защиту и обеспечение устойчивости рубля – Центральный банк России осуществляет «независимо от других органов государственной власти».


Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции). В реализации данной функции Президента Российской Федерации особую роль играют Государственный Совет РФ, а также институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Государственный Совет Российской Федерации (Госсовет России) был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания с тем, чтобы гарантировать непосредственное участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, переставших быть членами Совета Федерации, в решении важнейших вопросов общественной и государственной жизни, обеспечивая при этом наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.

Указом Президента России от 1 сентября 2000 года [2]было утверждено Положение о Государственном Совете Российской Федерации. По своему статусу Госсовет России является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На заседаниях Госсовета России обычно обсуждаются проблемы, касающиеся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших аспектов государственного строительства, укрепления основ федерализма и пр. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту. По предложению главы государства Госсовет России рассматривает проекты указов Президента, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции, федеральных законов и пр. Госсовет России оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

В состав Госсовета России входят председатель и члены – на общественных началах. Председателем Совета является Президент Российской Федерации, членами – по должностям высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного Совета Российской Федерации из семи его членов. Его состав определяется Президентом Российской Федерации, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода. Учреждена и должность секретаря Государственного Совета Российской Федерации. На общественных началах им является один из заместителей главы Администрации Президента Российской Федерации, который де-юре не входит в состав Государственного Совета России. Решения Госсовета России вырабатываются путем достижения консенсуса по обсуждаемым вопросам повестки дня. По предложению его председателя может проводиться поименное голосование.