Файл: Теоретические концепции европейского дизайна в процессе его становления и развития в первой половине ХХ века..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Макс Билл (1908) Руководитель Высшей школы формообразования в Ульме (1951-56гг, затем его вытеснил Т. Мальдонадо), автор книги ≪ Форма. Подведение баланса развития формы в середине XX века ≫ .
В этом направлении западного дизайна, противоположном функционализму, понятие формы переносится из сферы современного изобразительного искусства с преимущественным акцентом на нефигуративные, абстрактные формы. Г. Рид и его последователи объявляют дизайн свободной игрой форм, выводят его из внутренних побуждений художника к творчеству форм»
Джордж Нельсон (1907— 1986)Он считал, что дизайнер — это, в сущности, художник, хотя орудие его труда несколько отличается от орудий его предшественников. Важнейшим дизайнерским свойством Нельсон считает ≪ правдивость выражения его внутренней сущности ≫ , т. е. культурно-ценностной функции изделия. И все же дизайн, по Нельсону, наделен служебной» (Приложение 1)
Приложение 1
«По своей сути дизайн носил и носит коммерческий характер. Эта его сторона без камуфляжа отмечалась и подчеркивалась с первых шагов дизайна в Америке его пионерами Уолтером Тигом (1883— 1960), Рэймондом Лоуи (1893— 1986) и др. Они внесли значительный вклад в формирование такого характерного для американского дизайна явления, как стайлинг. Дизайнеры, подчинившие свое творчество коммерческим интересам промышленников и торговцев, заняты тем, что придают изделиям чисто внешние ≪ эстетические ≫ свойства путем ≪ облагораживания ≫ художественными средствами даже не рациональной конструкции. При этом используется арсенал средств, механически перенесенных в дизайн из сферы изобразительных искусств и архитектуры. Более ≪ цивилизованным ≫ считается, так называемый, ≪ рациональный стайлинг ≫ , связанный с поиском определенного стилевого единства предметной среды. Стайлинг — особый тип формальноэстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений (Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. — М.:ВНИИТЭ, 1989)»
Идеи системного подхода в дизайне
«В 60-е годы XX в. в западном дизайне стали интенсивно разрабатываться идеи системного подхода, что было связано с небывалым усложнением проектируемых объектов, структура которых была многоуровневой, или относительно несложных объектов, но встроенных в систему многоаспектных связей с производственной, экологической и социально-культурной средой. Для таких объектов оказались непригодными традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных изделий. Такой подход во многом был связан с принципиальным отказом от художественноинтуитивных методов в пользу системотехники, кибернетики и др. строго логизированных, научно обоснованных приемов. В сфере системного дизайна активно заявили о себе Кристофер Александер, Брюс Арчер и др. Особенно надо отметить английского ученого Дж. Кристофера Джонса — автора известной книги ≪ Инженерное и художественное конструирование ≫ (в русском переводе изданной в Москве в 1972 году ). Ограниченность упрощенного понимания природы творчества в этом методе привела к кризисной ситуации в дизайн-проектировании, осознанной в конце 70-х годов. Пришло понимание того, что проектные решения не могут основываться лишь на тщательно собранных научных данных. Нельзя абстрагировать решения от социально-политического и экономического контекстов, целей и задач проектирования».
Заключение
В заключение можно сказать, что дизайн это не только непосредственно связанный механизм с материальным производством и рынком. А даже теоретические концепции дизайна, суждения о нем, его целях, методах и средствах, зависимы от комплекса социально-экономических и культурно-эстетических факторов, общественных систем. Дизайн был и остается социально и идейно неоднородным. Деятели дизайна неоднозначно понимали и понимают цели и задачи своего творчества. Все это обуславливает различие суждений о художественно-эстетичных возможностях дизайна, неоднозначное понимание взаимосвязи формы и функции в нем несколько доминирующих тенденций . Так же в ходе следования стало возможным выявить несколько теоретических концепций европейского дизайна в процессе его становления и развития в первой половине ХХ века. Это функционализм, коммерческий дизайн и системный подход в дизайне.