Файл: Информационные и коммуникационные технологий в образовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми [Гладилина И.П.2003;4 ].

Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н .П. Аникеева, М .Ф. Стронин, Л .С. Выготский , С .Л. Рубинштейн и Д .Б. Эльконин .

Автором еще одной классификации является отечественный психолог П .П. Блонский, который выделяет следующие типы игр :

мнимые игры - манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми ;

строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка ;

подражательные игры, основанные на подражании взрослым ;

драматизации, т.е. игры, в основе которых - драматическое искусство ребенка ;

подвижные игры, в которых огромную роль играет бег ;

интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка . [ Выготский 1997 ; 40 ]

Еще один исследователь творческих игр А.П. Усова предлагает классификацию игр, где среди игр-действий, в которых изображается само действие, строительно-конструктивных игр, она выделяет ролевые . Ролевыми она считает те игры, в которых ребенок создает тот или иной образ. [Коптелова И.Е.2003;12]

Н .П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр :

игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном ;

игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации ;

игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера ;

деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации . [ Аникеева Н .П. 19 89 ; 56 ]

Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка :

подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней ;

строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений ; вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножаю т наши реакции ;

условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения. [ Выготский 1997 ; 34 ]

Другие отечественные психологи С .Л. Рубинштейн и Д .Б. Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является " субъективно-объективной ", то ролевые игры относятся к " субъективно-субъективным ".


Еще одну не менее важную классификацию можно представить следующим образом:

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам , выделяет два вида таких игр :

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков, 2) творческие игры , цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений . [ Стронин М .Ф. 19 84 ; 40 ]

По виду деятельности игры делятся на :

физические ( двигательные );

интеллектуальные ( умственные );

трудовые ;

социальные ;

психологические .

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие ;

познавательные, воспитательные, развивающие ;

репродуктивные, продуктивные, творческие ;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на :

предметные ;

сюжетные ;

ролевые ;

деловые ;

имитационные ;

игры-драматизации . [ Бочарова Л .П. 19 96 ; 27 ]

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения .

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентации, то в этом случае можно разделить игры на :

1 . Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки . По мнению Д .Н. Узнадзе, " игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности ".

Большинство же современных зарубежных авторов, таких, как Г . Хайд, Джозеф Ф . Каллахан, Дж . Оллер, Стивен П . Кращен, К . Ливингстоун выделяют следующие свойства дидактических (они их еще называют обучающими ) игр :

а ) дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать ;

б ) они повторяемы, игру можно в любое время, прервать и начать заново ;

в ) дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры ;

г ) дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость .

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения . Ее значение шире . По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом. [Тазиев С.Ф.1990;25]


Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки .

Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения . А.Н. Леонтьев считал, что " игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов ".[Леонтьев А.Н.1980;22 ]

2 . Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению . По определению Л .С. Выготского : " Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок ". [Колесникова И.Е. 1990;12]. Что касается Г . Хайда , то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять " игры с языком ", " Игры на языке " и " игры по плану ".[Романова З.П. 2002;7]

4.2 Требования к играм

Видео с живыми людьми – это самый лучший учебный материал для самостоятельного изучения иностранного языка, тем не менее компьютерные игры имеют одно неоспоримое преимущество перед фильмами – они интерактивны. В фильмах довольно часто сложно догадаться о значении незнакомого слова, не заглядывая в словарь. Нужно проработать много материала, не у всех есть столько терпения.

В играх-квестах вы можете кликнуть на предмет на экране и Ваш персонаж скажет, что это такое, или сделает смешной комментарий. Вы можете разговаривать с другими персонажами, часто Вы можете выбрать, что Вы хотите им ответить. Вы можете польностью погрузиться в этот мир Вашей новой игры (читай – иностранного языка). Это очень забавный способ учить новые слова! Но, конечно, игра игре рознь, не все они подходят в качестве учебных материалов. На мой взгляд, игра должна отвечать следующим требованиям:

В игре должно быть много диалогов. Некоторые квесты больше напоминают игры-головоломки, где персонажи практически не говорят. Нам такое не нужно!

Игра должна быть создана в стране изучаемого языка. Иными словами, это должна быть оригинальная версия игры, а не перевод. Хотя некоторые игры могут быть неплохо переведены на другой язык, но, тем не менее, иногда встречаются комментарии людей, которые жалуются на качество перевода. С другой стороны, в некоторых случаях можно попробовать сыграть в ту же игру, но на другом языке. Вы уже будете знать все диалоги, и уровень понимания будет выше.


Все персонажи игры должны говорить без акцента.

В настройках игры должна быть опция, которая бы позволяла бы вам включать и выключать текст всех диалогов. Таким образом при повторной игре Вы можете включить текст (или наоборот – выключить, чтобы тренировать восприятие на слух).

Вы должны понимать не менее 70% диалогов.

Игры в жанре "ужасы" не подходят. Мы же не хотим связывать чувство страха и отвращения с изучением иностранного языка? Нам нужны сильные позитивные эмоции.

Обращайте, пожалуйста, внимание на лексику – в некоторых играх действия могут разворачиваться на какой-нибудь планете или в мире-фэнтези. В этом случае есть шанс, что Вы выучите слово "гремлин" раньше, чем слово "понедельник".

Можно выделить два типа игр, которые подходят для изучения языков:

1. Любые онлайн игры, для прохождения которых необходимо общение с другими игроками. Под первый тип подходят онлайн игры с совместным прохождением, так как они создают дополнительные стимулы для общения. В отличие от практики с языковыми партнерами, онлайн репетиторства и языкового обмена, – в играх у вас всегда есть тема для разговора и довольно часто появляется необходимость быстро передать критическую для победы информацию. Это и делает некоторые онлайн игры очень хорошим инструментом для изучения языка.

Несколько примеров:

Карл, мальчик из Дании, стал лучшим в классе по английскому, играя в WoW.

Диона, писатель-фрилансер, написала PhD по изучению испанского через WoW; за 8 месяцев игры перепрыгнула 2 уровня владения языком.

2. Одиночные игры, в которые невозможно играть с интересом без знания языка. То есть шутеры, рпг, гонки, стратегии и спортивные симуляторы не подходят под данный тип, потому что в них можно играть, как правило, вообще без звука. Если взять для примера Skyrim – игрок может за несколько часов игры вообще не услышать ни слова, скитаясь по пещерам и убивая гоблинов. Идеальная игра данного типа — текстовый квест.[8]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.


Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

В своей работе преподаватели широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- тренажёр;

- контроль за умениями, навыками обучающихся.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватели не забывают, что это урок, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Преподаватели используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др.

Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию обучающихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), обучающемуся не приходится ждать, пока преподаватель повторит именно нужный ему фрагмент.