Файл: Реферат на тему защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 1178
Скачиваний: 39
СОДЕРЖАНИЕ
1. Права и интересы предпринимателей как объект правовой защиты
1.1 Правовой статус предпринимателя
1.2 Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности
2. Способы и механизм защиты прав предпринимателей
2.1 Понятие и классификация способов защиты прав предпринимателей
2.2 Судебные и внесудебные формы защиты прав предпринимателей
3. Суды общей юрисдикции - занимаются следующими случаями
- Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции.
- С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам.
заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы.
1. Нотариальная защита. В защите прав субъектов предпринимательской деятельности важную роль играет и нотариат. Его задачами являются удостоверение бесспорных прав и фактов.
Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника, нотариусы обеспечивают нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав граждан и юридических лиц.
2. Третейское разбирательство. Рассматривают экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений; экономический спор, возникший из административных и иных правоотношений, не может быть передан на рассмотрение третейского суда, то есть подведомственность споров третейским судам ограничена, значительно уже подведомственности арбитражных судов.
Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.
Сущность третейского разбирательства споров заключается в том, что спор решается третьими лицами с обоюдного согласия спорящих сторон. Цель третейского разрешения дел - максимально справедливое урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечения добровольного исполнения обязательств на основе обычаев делового оборота.
3. Досудебный порядок урегулирования споров.
Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.
Право выбора между административным и судебным порядком принадлежит лицу, права которого нарушены и лишь в некоторых, прямо предусмотренных законом случаях, предварительный административный порядок разрешения споров является обязательным и предприниматель не имеет возможности оспорить распорядительный акт непосредственно в судебном порядке, вынужден пройти административные процедуры, прежде чем обратиться в суд. В этих случаях имеет место смешанный административно-судебный порядок защиты нарушенных прав.
Итак, под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются названные выше государственные органы. Судебным делам, связанным с предпринимательством, присущи процессуальные особенности, отражающие специфические свойства материальных правоотношений (гражданско-правовых и административно-правовых в широком смысле этого явления) - предмета судебной защиты. Правильное применение процессуальных норм является важнейшей предпосылкой эффективной судебной защиты.
А внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Способы защиты прав предпринимателей лежат, главным образом, в сфере частного права и реализуются в соответствии с волеизъявлением предпринимателя, а основанием для их применения в связи с осуществлением мер государственного контроля (надзора) как функции государства, регулируемой нормами публичного права, служат правонарушения, возникающие в ходе такого контроля (надзора).
3. Совершенствование механизма защиты прав предпринимателей
На современном этапе развития российской экономики субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании условий, которые бы обеспечили им возможность нормального развития в условиях взаимного партнерства и сотрудничества с государством. Однако в отношениях между государством и бизнесом отмечается наличие серьезных проблем, в том числе и правового характера. Ряд из них связан с односторонним применением тех или иных методов государственного воздействия и недооценкой их комплексного, взаимосвязанного использования. Еще одна проблема выражается в недостаточном разграничении, как в доктрине, так и в правотворческой и правоприменительной деятельности, способов государственного управления, регулирования и контроля.
Кроме того, далека от совершенства система методов воздействия государства на рыночный сектор экономики с учетом состояния объекта, на изменение динамики которого они рассчитаны. В результате не всегда соразмерно объективным условиям и общественным потребностям корректируется объем и характер государственного регулирования: от существенного ограничения самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности до самоустранения государства из некоторых сегментов рынка.
В своем современном значении проблема защиты прав предпринимателя возникла сравнительно недавно, но за короткое время она стала весьма актуальной. Это наглядно проявляется в деятельности субъектов малого предпринимательства, в отношении которых механизм обеспечения законности исполняет чаще всего свою карательную функцию и недостаточно осуществляет охранительную. Сложившийся в настоящее время правопорядок сдерживает предпринимательскую активность, препятствует развитию не только малого и среднего бизнеса, но и крупным промышленникам и предпринимателям.
Порой защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности оказывается недостаточно эффективной из-за сложности применения частноправовых конструкций к отношениям, воспринимаемым в качестве исключительно публично-правовых. С точки зрения обеспечения принципа законности в сфере предпринимательской деятельности острой проблемой остается соблюдение законодательства органами исполнительной власти и их должностными лицами. Как показывает анализ правоприменительной, в том числе судебной практики, нарушения требований закона, обусловленные различными субъективными и объективными причинами, нередко встречаются в деятельности указанных органов.
Сегодня многочисленные административные барьеры нарушают права предпринимателей: они встречаются при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, осуществлении контрольно-ревизионных функций контрольно-надзорными органами, многочисленных проверок производственной деятельности. Как отмечается в литературе, каждый десятый рубль тратится предпринимателями на преодоление административных барьеров. Ученые утверждают, что «муниципальная администрация может не только стимулировать деятельность малых предприятий кредитными и налоговыми льготами, но и влиять на них с помощью штрафов и других наказаний». Не остаются незамеченными и другие проявления взаимоотношений публичной власти и предпринимателей.
Поддержка и защита предпринимательства - важнейшая приоритетная задача, стоящая перед российским государством и обществом. В настоящее время она не получила удовлетворительного решения. Законодательство о защите прав предпринимателей еще весьма несовершенно, нормативные акты в этой области правового регулирования принимаются, реализуются и применяются без системного учета, заложенных Конституцией РФ принципов регулирования предпринимательской деятельности, без анализа и оценки последствий их воздействия на состояние и развитие предпринимательских отношений.
В этом процессе существуют две серьезные проблемы.
Первая заключается в том, что зарубежные принципы законодательного решения вопросов правового обеспечения предпринимательства, а порой и целые институты, переносятся на российскую почву без учета её специфических особенностей, национальных, политических и экономических условий.
Вторая проблема связана с тем, что, практически, не изучается и не используется богатейший опыт законодательства России в XVIII - начале XX вв., когда уделялось большое внимание, прежде всего, стимулированию частного капитала и был накоплен большой поучительный опыт и традиции в развитии предпринимательства. Их изучение, анализ и осмысление могут принести большую пользу при разработке новых нормативных актов.
Итак, на современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо совершенствование механизма защиты прав предпринимателей. Направления такого совершенствования заключаются в комплексной разработке теоретических, правовых и организационных вопросов создания государственной системы поддержки и юридической защиты предпринимательства. Разработка новой отечественной концепции предпринимательства насущно необходима и своевременна, равно как и создание нормативной базы, разработка целевых программ и определение роли и места конкретных государственных и правовых институтов, в том числе вышедшего на качественно новый уровень института российской адвокатуры, в системе других защитных институтов гражданского общества и правового государства.
Одним из направлений совершенствования механизма защиты прав предпринимателей, является введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Это назначаемый Президентом РФ государственный гражданский служащий, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти. С введением такого органа, в России открыто специальное направление, связанное с защитой прав и интересов предпринимателей, что должно улучшить ситуацию в рассматриваемой сфере.
Заключение
Подводя итоги данной работы, следует начать с того, что основная её цель - разработка теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации., достигнута.
По ходу написания работы раскрывались многие вопросы, некоторые из которых следует отметить:
Правовой статус предпринимателя - это совокупность прав, обязанностей и законных интересов последнего как субъекта права. Виды, сущность и содержание прав и обязанностей предпринимателей обусловлены самой природой предпринимательства, его ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений; в свою очередь у предпринимателей возникают новые имущественные и неимущественные права и обязанности. Однако фактическая их реализация затруднена, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами.
Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений. Право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы предпринимательства. Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы.
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации этих мер.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Правильное применение процессуальных норм является важнейшей предпосылкой эффективной судебной защиты.
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
На современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо совершенствование механизма защиты прав предпринимателей. Направления такого совершенствования заключаются в комплексной разработке теоретических, правовых и организационных вопросов создания государственной системы поддержки и юридической защиты предпринимательства. Разработка новой отечественной концепции предпринимательства насущно необходима и своевременна, равно как и создание нормативной базы, разработка целевых программ и определение роли и места конкретных государственных и правовых институтов, в том числе вышедшего на качественно новый уровень института российской адвокатуры, в системе других защитных институтов гражданского общества и правового государства.