Файл: Правовое положение Конституционного Суда Российской Федерации (История создания Конституционного Суда Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право - важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Политика любого государства в сфере правового регулирования общественных отношений направлена на то, чтобы их участники во всей своей деятельности неукоснительно придерживались предписаний закона, особенно обладающего высшей юридической силой - Конституции Российской Федерации. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны существует Конституционный Суд РФ, который является органом конституционного контроля. Конституционное правосудие имеет большое значение: оно дисциплинирует законодателя при издании законов, чиновника при принятии правоприменительного решения, граждан в их повседневных действиях. В этой связи более чем очевидна актуальность проблемы правового положения Конституционного Суда.

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового положения Конституционного Суда Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю создания Конституционного Суда Российской Федерации;

- раскрыть понятие правового статуса Конституционного Суда;

- исследовать организацию Конституционного Суда Российской Федерации;

- выявить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;

- определить статус судей Конституционного Суда;

- рассмотреть общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации и особенности производства по отдельным категориям дел.

Объектом данной работы является Конституционный Суд Российской Федерации, а предметом - общественные отношения, связанные с правовым положением данного суда.

При проведении исследования использовались такие методы познания как методы системного анализа и синтеза, сравнения и сопоставления.

Наиболее важную информацию о Конституционном Суде дают нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие.

Краткая характеристика понятий о Конституционном Суде предлагается в различного рода словарях и справочниках, которые дают не только общее понятие изучаемых объектов, но и характеризуют их признаки, структуру, предлагают основания для классификации.

Кроме того, достаточно подробная характеристика правового статуса Конституционного Суда как одного из основных понятий курса «Конституционное право» предлагается в учебной и научной литературе. Среди авторов, изучавших данную проблему, стоит назвать Ю.Л. Шульженко, О.Н. Ведерникову, Н.С. Бондаря, С.И. Некрасова и других.


В структуру данной работы входит введение, основная часть, состоящая из трех глав, одна из которых содержит три параграфа, заключение и список литературы.

1. История создания Конституционного Суда Российской Федерации

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе исчезла. В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. Михаилом Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.

23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР». В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту. Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик.

Однозначно было ясно, что необходимо создать орган конституционного контроля (конституционный суд). По этому поводу 15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного суда. 12 июля 1991 года был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном суде РСФСР», а 30 октября 1991 года пятый Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов Конституционного Суда.


Данный Закон определял Конституционный суд как орган судебной власти, высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ст. 1 ч. 1.). Это был специализированный орган судебного конституционного контроля. Он был создан в целях охраны суверенитетов народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации (ст. 2 ч. 1). Закон определил численный состав Конституционного Суда в количестве 15 судей, которые избирались Съездом народных депутатов РСФСР путем тайного голосования, большинством голосов.

Этот Конституционный Суд просуществовал до 7 октября 1993. Он провел значительную работу в сфере конституционного контроля, особенно скрупулезно проверяя конституционность правоприменительной практики. В сложившейся политической ситуации (противостояние законодательной и исполнительной властей) Конституционный Суд был вовлечен в политическую борьбу. С позиций права он постепенно перешёл в политическую сферу, все более превращаясь «из органа правосудия в орган политики».

В конечном итоге это привело к тому, что 7 октября 1993 года был принят Указ Президента РФ №1612 «О Конституционном Суде РФ», который практически приостановил активную деятельность суда. А указом от 24.12.1993 года Закон «О Конституционном Суде» 1991 года был признан недействующим. Деятельность Конституционного Суда была прервана.

Принятая в декабре 1993 года новая Конституция РФ внесла изменения в систему организации и деятельности конституционного контроля. Началась разработка нового закона о Конституционном Суде, который был подписан Президентом 21 июля 1994 года. Это был первый в истории России федеральный конституционный Закон, в котором был учтен опыт работы прежнего Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.

В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда регулируется Конституцией 1993 года, федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и рядом правовых актов парламента; внутренняя деятельность осуществляется в соответствии с Регламентом Конституционного Суда.

Статья 1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» определяет его как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, посредством конституционного судопроизводства. Формулировка этой статьи определяет юридическую природу Конституционного Суда, его предназначение, место в механизме государственной власти, она определяет функции Конституционного Суда, определяет его статус, основополагающие принципы деятельности, и процессуальную форму деятельности. Четко определены цели и задачи его деятельности. Это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции, ст. 4 Закона «О Конституционном Суде РФ» определён его численный состав в количестве 19 судей. Они назначаются по представлению Президента Советом Федерации.


2. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

2.1 Статус Конституционного Суда РФ: понятие и принципы

Статус - это официальное положение, место в правовой или другой структуре, совокупность прав и обязанностей субъектов. Статус Конституционного Суда Российской Федерации - это определенные Конституцией и законами РФ полномочия, место и роль специализированного федерального органа конституционного контроля в системе разделения властей. Определяющим признаком в понимании природы Конституционного Суда РФ как органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля в форме конституционного правосудия.

В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7 «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства и имеется специальная статья о нем. Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты юридической природы Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функциональное предназначение - осуществление конституционного контроля, основные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Как видно, само по себе отнесение Конституционного Суда к органам судебной власти не является достаточным для раскрытия его правовой природы, так как он существенно отличается от других судебных органов по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, характеру рассматриваемых дел и принимаемых решений, механизму их исполнения. Он осуществляет особый вид правосудия - конституционное правосудие, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям как иные суды. Он наделен функцией конституционного контроля.


Предназначение Конституционного Суда в правовой защите федеральной Конституции, его конституционная компетенция, юридическая сила принимаемых им решений, роль в обеспечении баланса (равновесия) и ограничения властей объективно предопределяют статус Конституционного Суда как не только особого органа судебной власти, но одновременно и как высшего конституционного органа одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной власти.

Самостоятельность и правовая независимость Конституционного Суда в механизме государственной власти, его неподотчетность каким-либо другим органам, включая парламент, не означает, что иные ветви власти вообще лишены возможности влияния на Конституционный Суд. Правда возможности эти в определенной мере ограничены, что не снижает их значения.

Принципы деятельности Конституционного Суда указаны в федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Этими принципами являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Независимость означает, что судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ. В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Коллегиальность предусматривает рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним Конституционным Судом РФ совместно. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Гласность определяет, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.