Файл: Система налогового права (Налоговый контроль, как необходимая часть финансовой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование налогового контроля

Согласно ст. 1 Закона «О государственной налоговой службе РФ» Государственная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и др. обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в состав РФ.

Положение «О государственной налоговой службе» гласит, что единая независимая централизованная система органов Государственной налоговой службы РФ состоит из Центрального органа государственного управления и государственных налоговых инспекций по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образования, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах. Эти органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием и подчиняются руководителю Государственной налоговой службы РФ.

Основным методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.

Документальная проверка может длиться не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.

Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных регистров применяют сплошной или выборочный метод.

Сплошной метод характеризуется проверкой всех документов, в том числе записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, как правило, кассовые и банковские операции. Расчеты же с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, а также др. участники деятельности предприятия проверяют сплошным методом в случаях, указанных в программе.

Выборочный метод – это метод, при котором проверяют часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В тех случаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушения, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным методом с обязательным изъятием документов, свидетельствующих о скрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения и о злоупотреблениях, в порядке.


Организация налогового контроля

2.1. Учет налогоплательщиков

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. 

После введение в действие части первой НК РФ филиалы и др. обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь выполняют функции головной организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания. /17/

Местом нахождения организации признается место его государственной организации, т.е. юридический адрес, который поименован в учредительных документах. Местом нахождения филиалов и др. обособленных подразделений организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Налоговый кодекс различает понятия «место нахождения организации» и «место осуществления организацией своей деятельности». Дело в том, что понятие места нахождения организации связано лишь с учетом налогоплательщиков, тогда как кри­терий места осуществления деятельности — с опре­делением момента возникновения обязательств по уплате ряда налогов, в первую очередь, местных.

При решении вопроса о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего налогоплатель­щику недвижимого имущества необходимо учесть следующее.

К недвижимым вещам (недвижимое имуще­ство, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. Объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их на­значению невозможно, в том числе леса, многолет­ние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также относятся подле­жащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, косми­ческие объекты.

Прямо собственности и другие вещные права на не­движимые вещи, ограничения этих прав, их воз­никновение, переход и прекращение подлежат го­сударственной регистрации в едином государствен­ном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат права: собственности, хозяйственного ве­дения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также ипотека и сервитута.


Местом нахождения имущества Налоговый ко­декс РФ признает:

  • для морских, речных и воздушных транспорт­ных средств — место нахождения (жительства) соб­ственника имущества;
  • для остальных транспортных средств, не пои­менованных выше, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутст­вии таковых — место нахождения (жительства) соб­ственника имущества;
  • для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества. В первую очередь это относится к зданиям, помещениям, со­оружениям и т. п.

После рассмотрения указанных вопросов нало­гоплательщик должен подать заявление о поста­новке на учет в налоговый орган в следующие сроки:

в течение 10 дней с момента государствен­ной регистрации по месту нахождения организа­ции;

в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту жительства физического лица, осуществляющего деятельность без образова­ния юридического лица;

в течение одного месяца после создания обособ­ленного подразделения по месту осуществления деятельности в Российской Федерации через обо­собленное подразделение;

в течение 30 дней со дня регистрация недвижи­мого имущества по месту его нахождения;

в течение 10 дней после выдачи лицензии, сви­детельства или иного документа, на основании ко­торого осуществляют деятельность нотариусы, ча­стные детективы, частные охранники (по месту их жительства).

Постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпри­нимателями, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основе информации, пре­доставляемой организациями, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства или регистрацию актов гражданского состояния. Такие организации обязаны сообщать соответст­венно о фактах регистрации, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту свое­го нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов. Несоблюдение данного срока влечет применение ответственности по ст. 129.1 НК РФ, в соответствии с которой непра­вомерное несообщение (несвоевременное сообще­ние) лицом сведений, которые оно должно было сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. То же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

При подаче заявления о постановке на учет ор­ганизация одновременно с заявлением должна представить копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации; учредитель­ных и иных документов, необходимых для государ­ственной регистрации; других документов, под­тверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.


При подаче заявления индивидуальный пред­приниматель одновременно с заявлением о поста­новке на учет представляет свидетельство о госу­дарственной регистрации или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также доку­менты, удостоверяющие личность налогоплатель­щика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов осущест­вить постановку на учет налогоплательщика и выдать соот­ветствующее свидетельство. Каждому налогоплате­льщику присваивается единый по всем налогам и сборам, в том числе подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Рос­сийской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические. 

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.


енствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

- увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

- проведение перекрестных проверок;

- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

- метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

2) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период;

- метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая.- М.: Издательство « Омега-Л», 2010. – 560с.