Файл: Система налогового права (Налоговый контроль, как необходимая часть финансовой системы).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
Введение
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема курсовой работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Цель курсовой работы – разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля РФ.
Задачи курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
1 Налоговый контроль, как необходимая часть финансовой системы
Основы налогового контроля: функции, методы и задачи
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сборов налогов.
Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды. Контроль за соблюдением налогового законодательства в России осуществляет в соответствии с законом «О государственной налоговой службе РФ».
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Налоговый контроль – это проверки по выполнению хозяйствующими субъектами и физическими лицами своих обязательств перед государством.
Цель проведения: выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечивающие достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий при привлечение к ответственности налогоплательщика.
Методы налогового контроля - это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль
При проведение налогового контроля контролируются органами применяемые общенаучные методы:
- диалектический
- принципы логического и системного анализа
- методы экономического анализа и статистической группировки
- визуальный осмотр
- выборочная проверка документов и др.
Субъект налогового контроля являются участники налоговых отношений.
Объектами налогового контроля выступают действия ( бездействия) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.
Этапы налогового контроля:
- учет налогоплательщиков
- проведение налоговых проверок
- право по делам о налоговых правонарушениях ( наложение и взымание штрафных санкций).
Бюджетно-финансовый контроль обеспечивает мобилизацию доходов бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств бюджета.
Таможенный и валютный контроль обеспечивает экономическую безопасность страны.
Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предприятия, способствует выявлению внутренних резервов, росту прибыли, предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.
В Российской Федерации функционирует довольно разветвленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, разработки предложений о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы РФ, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов. К таким финансовым органам относятся Счетная Палата, Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Правовой департамент и др.
Федеральные и местные исполнительные органы власти выполняют контрольные функции через финансовые органы:
-Министерство финансов РФ;
-Федеральное казначейство;
-Государственный таможенный комитет РФ;
-органы государственных внебюджетных фондов;
-финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Министерство финансов создает свои территориальные органы.
Налоговый контроль следует рассматривать как функциональный элемент и основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, присущие финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.
Контроль за сборами налогов предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков (как фактических, так и потенциальных) объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной деятельности, хозяйственных операций и т. д. В связи с этим без соответствующей разносторонней информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в казну. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы играют субъекты налогового контроля.
Особая роль налогового контроля заключается также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
К числу основных задач налогового контроля относятся:
-неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает:
-проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
-проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;
-проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
-проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;
-проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
-проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
-проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
-проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
-предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
-выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
-выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности;
-возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.