Файл: Организация и технология делопроизводства по обращениям граждан.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Требования нормативно-методических документов:
Законодательная регламентация работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.
Основные задачи службы ДОУ по организации работы с обращениями граждан, ее особенности
Операции по приему, регистрации, контролю исполнения, принятию решений по обращениям граждан
Обобщение, анализ и использование данных о работе с обращениями граждан в аппарате управления
Введение
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе лично или через своих представителей обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Особое внимание уделяется работе с обращениями граждан в государственные учреждения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества. Обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности. Государственные учреждения Российской Федерации с каждым годом совершенствуют деятельность, касающуюся работы с обращениями граждан. Будущее работы с обращениями граждан и организаций сегодня видится в новом контексте развития демократии на основе телекоммуникаций, инноваций в сфере предоставления электронных услуг, создания системы «электронного правительства».
Цель – изучение организации и технологии делопроизводства по обращениям граждан. В результате выполнения занятия студенты должны:
- Знать нормативные требования к делопроизводству по обращениям граждан;
- Уметь обосновать предложения по организации делопроизводства по обращениям граждан в конкретном учреждении;
- Иметь навыки заполнения регистрационного листа РКК, сводки о нарушениях срока исполнения и неисполненных обращениях граждан.
Требования нормативно-методических документов:
- Объекты информатизации, вне зависимости от применяемых российских либо забугорных технических и программных средств, аттестуются на соответствие требованиям муниципальных эталонов либо других нормативных документов по безопасности информации, утвержденных Гостехкомиссией РФ.
- Состав нормативной и методической документации для аттестации определенных объектов информатизации определяется органом по аттестации зависимо от вида и критерий функционирования объектов информатизации на основании анализа начальных данных по аттестуемому объекту.
- В нормативную документацию врубаются только те характеристики, свойства, требования, которые могут быть беспристрастно испытаны.
- В нормативной и методической документации на способы испытаний должны быть ссылки на условия, содержание и порядок проведения испытаний, применяемые при испытаниях контрольную аппаратуру и тестовые средства, сводящие к минимуму погрешности результатов испытаний и дозволяющие воспроизвести эти результаты.
- Тексты нормативных и методических документов, применяемых при аттестации объектов информатизации, должны быть сформулированы ясно и верно, обеспечивая их четкое и единообразное истолкование. В их должно содержаться указание о способности использования документа для аттестации определенных типов объектов информатизации по требованиям безопасности информации либо направлений защиты информации.
Формирование нормативной базы, регламентирующей организацию работы с обращениями граждан в государственном аппарате
Анализ эволюции права на обращения в органы государственной власти, а также организация работы по рассмотрению обращений граждан в настоящее время позволяют прийти к выводу, что её правовое обеспечение должны соответствовать происходящим политическим и экономическим переменам в обществе и государстве.
На этапах развития государства – Киевской и Московской Руси, Российской империи, Советской России – шло становление правовой основы обращений граждан в органы государственной власти и к высшим должностным лицам государства.
Общерусское законодательство после выхода в 1497 году Судебника дало право обращаться с жалобами ко всем олицетворяющим власть лицам – вплоть до самого государя. В течение 5-и веков это право подвергалось изменениям под влиянием политических, социально-экономических условий.
Право граждан обращаться в органы государственной власти совершенствовалось, все лучше отвечая интересам государства и людей. Выделяют следующие периоды в развитии законодательной базы делопроизводства:
1) дореволюционное делопроизводство, которое включает в себя три этапа:
- приказное делопроизводство ХVI - ХVII вв.;
- коллежское делопроизводство ХVШ в.;
- министерское делопроизводство ХIХ - начало ХХ в.
2) делопроизводство советского периода от октября 1917 года до декабря 1991 года.
В допетровское время (приказное делопроизводство) – «шлифовалось», прежде всего, само право на обращение в те или иные властные структуры, к царю. Уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры наказания должностных лиц, уклоняющихся от работы с жалобами. Частные лица направляли в государственные учреждения челобитные, в которых излагали свои просьбы и жалобы. В 1550 г. в России был создан Челобитный приказ для приема и рассмотрения челобитных. В нем принимались решения о том, куда направляются челобитные рассмотрения: часть из них - в другие приказы, а остальные - на имя царя.
Для приказного делопроизводства характерно появление «площадных подьячих». В Москве и других городах любой челобитчик мог обратиться к такому подьячему, который за определенную плату оформлял челобитную в соответствии с существующими правилами. Важную роль в регулировании деятельности площадных подьячих сыграло Соборное уложение 1649 г., которое установило ряд норм, касающихся правил письменного оформления договоров, в т.ч. о применении крепостной формы письменного составления актов.
На втором этапе российской государственности (коллежского делопроизводства)были созданы специальные органы для более полной реализации правовых норм. В 1720 году Петр 1 учредил при Сенате специальную должность для приема челобитных, получившую в 1722 году название «рекетмейстерство». Единственной обязанностью этой службы являлось рассмотрение челобитных, поданных на высочайшее имя. В дальнейшем подобные органы не только стали обязательным элементом в системе высших органов государственной власти страны, но и получили распространение по управленческой горизонтали и вертикали. По горизонтали – в министерствах и ведомствах. По вертикали – в местных властных структурах.
Наименование вида документа - «челобитная» - не изменилось. Значительным изменениям подверглась форма их написания. В 1723 г. Петр I издал указ «О форме суда». Указ предписывал, чтобы титул царя указывался только один раз в начале челобитной, а сама просьба излагалась по пунктам.
Текст челобитных в ХVШ в. писали в следующей последовательности: в начале указывался титул царя: «Державнейший царь, государь милостивейший», затем излагалось содержание просьбы, которая начиналась со словесной формулы: «Всемилостивейший государь, прошу
Вашего Величества», а заканчивать челобитную следовало словами: «Вашего Величества нижайший раб».
На этапе министерского делопроизводства письменные обращения частных лиц в государственные учреждения были названы «просительские дела и бумаги». В их состав входили прошения, жалобы и отзывы. В прошениях излагались просьбы. Их было несколько видов:
- тяжебные (о праве собственности и владения);
- исковые (о договорах, вознаграждениях за убытки, обиды);
- встречные (с предъявлением обратного иска против истца);
- мировые (о прекращении спора или иска по взаимному соглашению);
- доносы (о преступлениях, злоупотреблениях или проступках) и т. п.
В учреждениях XIX в. сложился определенный порядок составления документов. Законами устанавливались определенные правила составления прошений, жалоб и отзывов. В документе выделялись следующие части: заглавие, содержание, подпись, скрепа, «особенные пометки», бланковые и «конвертные надписи».
В прошениях, жалобах, отзывах обозначался адресат. Наименование разновидностей документов - «прошение», «жалоба», «донос», подаваемых должностным лицам, обозначалось вместе с указанием автора.
В 1884 году при Государственном совете по указанию царя Александра III было создано особое присутствие для рассмотрения жалоб на департаменты Сената. Просуществовало оно до 1917 г.
На всем протяжении дореволюционного периода процессу составления и оформления прошений уделялось постоянное внимание, о чем свидетельствует увеличивающееся количество законодательных актов, распоряжений, инструкций, определяющих как форму просительских документов, так и порядок работы с ними.
Революция 1917 г. уничтожила не только иерархию «властей и мест», но и такие документы, как прошение и донос. Появляются новые документы, такие, как прошение, декрет, заявление. Заявление в корне меняет смысл обращения, оно выражает право «заявлять», а не «покорнейше просить».
Первым актом Советской власти, провозгласившим право граждан на подачу жалобы, является Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов». Постановление вменяло в обязанности всем должностным лицам и советским учреждениям составлять соответствующий краткий протокол «по требованию любого гражданина Республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые ему в его законных притязаниях затруднения».
Важное значение имел декрет ВЦИК от 12 апреля 1919 г. «О государственном контроле», согласно которому на органы государственного контроля возлагалось «наблюдение за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и правильном их движении».
В мае 1919 г. Народным комиссариатом Государственного контроля (НКГК) были изданы два декрета «О Центральном Бюро жалоб и заявлений при Народном комиссариате Государственного Контроля» (ЦБЖЗ) и «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений», определившие порядок приема и работы с устными и письменными заявлениями и жалобами трудящихся и обязавшие точно указывать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование лиц или учреждений, на действия которых подается жалоба, излагать обстоятельства, послужившие основанием для жалобы, приводить перечень доказательств и свидетелей, подтверждающих ее.
В июле 1919 г. была утверждена Инструкция для Бюро жалоб и заявлений при советских учреждениях, предусматривавшая направление всех материалов о рассмотренных жалобах в Центральное Бюро, а в августе того же года - Инструкция для Бюро жалоб и заявлений при губернском отделении государственного контроля, изданная в дополнение к декрету «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений». Инструкция предписывала рассматривать жалобы заведующему Бюро или его заместителю; также было внесено изменение в форму ежемесячного отчета дополнявшими его сведениями о социальной принадлежности жалобщика.
Борьба с волокитой и бюрократизмом при рассмотрении жалоб и обращений граждан нашла свое отражение в декрете СНК РСФСР от 30 декабря 1919 г. «Об устранении волокиты». Декрет устанавливал инстанционный порядок подачи и рассмотрения жалоб, разъяснял населению, что только правильное направление жалобы в порядке подчиненности действительно обеспечит быстрое и полное её рассмотрение.
В 1920 г. НКГК был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию. 30 июня 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О порядке подачи жалоб и заявлений», в котором был установлен не только порядок рассмотрения жалоб, но и конкретный срок их рассмотрения.
Полностью порядок работы с жалобами и заявлениями граждан нормативно был разработан в постановлениях правительства в 30-х годах XX столетия.
Об этом свидетельствуют:
1) Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 апреля 1933 г. «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер», которое предписывало:
- «выделить ответственных руководящих работников в областных, краевых и районных промышленных комитетах и в советах, возложив на этих работников ответственность за всю работу по своевременному рассмотрению и разрешению поступающих жалоб;
- воспретить пересылку жалоб на рассмотрение тех учреждений и лиц, на действия которых поданы жалобы;
- установить точный порядок приема, направления и рассмотрения жалоб;
- организовать систематическую проверку исполнения решений по жалобам;
- обращать особое внимание на постановку работы по приему и рассмотрению жалоб; на своевременность и правильность вынесенных решений по жалобам и на устранение причин, вызывающих жалобы».
Постановление ВЦИК от 1 июля 1934 «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб», которое определило порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполнительных комитетах и советах; устанавливало обязательность проверок сведений, сообщаемых в органы печати, о нарушениях в работе учреждений и должностных лиц. Постановление закрепило сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах - в срок не свыше одного месяца со дня подачи жалобы, а жалобы красноармейцев - не свыше 15 дней, в районных и городских органах соответственно не позже 20 и 7 дней.
Вышедшее 30 мая 1936 г. постановление Комиссии Советского контроля при СНК СССР «О рассмотрении жалоб трудящихся» (утв. СНК СССР 22-26.05.1936), хотя и распространило действие постановления ЦИК СССР от 14.12.1935 на руководителей всех учреждений и предприятий, носило декларативный характер и явилось отражением провозглашавшихся в то время Конституцией 1936 г. демократических свобод и общественной активности трудящихся. В период доносов и массовых репрессий Постановление призывало к внимательному и чуткому отношению со стороны советских и хозяйственных организаций к обращениям граждан.