Файл: Основные обязанности заключённых (Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установленный порядок исполнения и отбывания наказаний содержит отличительные признаки, выделяющие тюрьму как самостоятельный вид ИУ, хотя его основные требования те же, что и в других ИУ. Однако, учитывая степень общественной опасности содержащихся в этих учреждениях осужденных, повышенные требования к их изоляции, законодатель помимо общих норм, регулирующих режим во всех ИУ (гл. 12 УИК РФ), установил 
специальные нормы, регламентирующие особенности условий отбывания наказаний в тюрьмах (ст. 130-131 УИК РФ). 

Строгая изоляция осужденных обеспечивается соответствующей архитектурой тюрем. В отличие от исправительных колоний, территория тюрьмы огораживается каменной стеной высотой не менее 4,5 м, оборудуется инженерно-техническими средствами охраны и разделяется на две части - режимную зону и хозяйственный двор1. Осужденные, за исключением оставленных в тюрьме для хозяйственного обслуживания, не могут находиться за пределами режимной зоны. 

Одной из отличительных особенностей тюрем является то, что в них содержатся осужденные, различающиеся по характеру и степени общественной опасности их личности, так и совершенных ими преступлений, по рецидиву преступлений, по факту наличия (отсутствия) судимости и по другим особенностям. В отличие от оснований классификации осужденных к лишению свободы, согласно которым каждой группе осужденных соответствует отдельный вид ИУ, наказание в виде лишения свободы и его отбывание в тюрьме назначается (или перевод в тюрьму) любому осужденному, если будет признано, что он представляет опасность для общества. Именно этот критерий становится ведущим, позволяя содержать в одном ИУ различные категории осужденных. 

Тем не менее требование раздельного содержания различных категорий осужденных сохраняется и в тюрьме. Однако, учитывая ограниченное количество камер и значительно меньшую их жилую площадь по сравнению с общежитиями исправительных колоний, обеспечение раздельного содержания представляет определенную проблему, для решения которой разрабатывается план пока мерного размещения осужденных, утверждаемый начальником тюрьмы. 

3. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 85 УИК РФ предусмотрены основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий. Это: массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия, введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения.


Введение в исправительном учреждении особых условий может повлечь прекращение приобретения осужденными продуктов питания, свидания, передач, переписи и отправления денежных переводов, телефонных переговоров, прогулок, прекращаются выезды осужденных за пределы исправительного учреждения

Режим особых условий устанавливается строго определенными лицами на срок до 30 суток, а при необходимости может быть продлен тот же срок. При возникновении реальной угрозы жизни и здоровью осужденных и персонала начальник учреждения самовольно может вводить режим особых условий и уведомить должностное лицо, имеющее право принимать такое решение. Такое решение могут принимать следующие лица: Министр юстиции, Министр внутренних дел, теперь начальник управления юстиции субъекта РФ, начальник УИН.

Указанные должностные лица согласовывают свое решение с Генеральным прокурором РФ и в 3-дневный срок принимают решение либо о введении режима особых условий, либо о его отмене.

Режим особых условий выражается в переводе учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на территорию учреждения. В самом исправительном учреждении может быть изменен распорядок дня и ограничена деятельность коммунально-бытовых, культурно-просветительских и медико-санитарных служб. Режим особых условий связан с существенными ограничениями прав и свобод осужденных и усиленного варианта несения службы персонала ИУ.

3.1 Меры безопасности и основания их применения

Согласно ст. 86 УИК РФ, в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а равно для предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе, применяются физическая сила, специальные средства и оружие, т.е. меры безопасности.

Под оказанием осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения следует понимать их активные действия, создающие угрозу или непосредственно угрожающие жизни и здоровью персонала учреждения, а также негативно воздействующие на психику либо затрудняющие или делающие невозможным осуществление персоналом законной деятельности.


Злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала может проявляться в форме как пассивных, так и активных действий. Понятие "злостное" неповиновение в данном случае имеется в виду неоднократное невыполнение законных требований администрации. Это невыполнение может сопровождаться высказываниями оскорблений, нецензурной бранью в адрес персонала, иными хулиганскими действиями, а также совершением насильственных действий.

Применение мер безопасности и оружия также является важнейшим средством обеспечения режима. Во внешней форме меры безопасности выражаются в физическом воздействии на лиц, от которых исходит опасность. Своеобразным фоном мер безопасности является то, что применяются они в чрезвычайных или иных конфликтных ситуациях, вызванных, как правило, насильственными действиями осужденных в отношении персонала или граждан, других осужденных или самих себя.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определены основания применения к осужденным огнестрельного оружия, а в ст. 31 данного Закона содержится перечень ситуаций, при возникновении которых такая мера воздействия допускается.

К их числу относятся случаи, вызывающие необходимость: защиты от нападения; отражение нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала исправительного учреждения, осужденных и иных граждан, или совершаемого с целью завладения оружием; освобождения захваченных преступниками заложников, зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения, сооружения исправительного учреждения.

Огнестрельное оружие без предупреждения применяется в случаях:

отражения нападения преступника с использованием им оружия или транспортных средств;

побега осужденных из исправительного учреждения при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время передвижения;

попытка осужденного или иного лица приблизиться к сотруднику учреждения с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительного учреждения расстояние, а так же попытки прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника.

Вместе с тем запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни, здоровью граждан, нанесением им иного значительного ущерба.


Заключение.

Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:

- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;

- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.

Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.

Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.

Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел совершить преступление. Лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения наказаний следует помнить об «экономии репрессий». Лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние прав ограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения лиц персонала ИУ с осужденными, их равнодушие к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных.