Файл: Понятие адвокатуры, ее значение. Адвокатура и государство.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
Учредителями и членами коллегии могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Коллегия адвокатов действует на основании устава.
Устав коллегии адвокатов должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и цели деятельности, источниках образования имущества и направления его использования, порядке управления, внесения в устав изменений, дополнений, реорганизации и ликвидации коллегии.
Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Сведения об адвокатах филиала, в том числе созданного и на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр того субъекта РФ, на территории которого учреждена коллегия.
Адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии.
Общее собрание (конференция) членов коллегии является высшим органом. Оно созывается не реже одного раза в год. Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании.
Президиумы – исполнительный орган, избирается общим собранием членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на 3 года. Президиум открытым голосованием избирает из своего состава председателя президиума и его заместителя (заместителей).
Ревизионные комиссии – контрольно-ревизионный орган, избирается общим собранием членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на 3 года. Комиссия проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т. е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.
Независимость адвокатуры вовсе не означает полного отсутствия государственного руководства ее делами. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в том числе и органы юстиции.
Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокатов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплату отпусков, оплату юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, оплату труда стажеров, содержание аппарата управления коллегии, а также на другие нужды, определяемые общим собранием. Доходы адвокатов подлежат налогообложению.
Адвокатское бюро — это типичная форма взаимоотношений некоммерческого партнерства между адвокатами-партнерами, обязавшихся соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, в котором указываются: срок его действия; порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Им же заключается соглашение об оказании юридической помощи с доверителем от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В этих доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами, которые доводятся до сведения доверителей и третьих лиц. Адвокатское бюро может быть преобразовано только в коллегию адвокатов.
С момента прекращения партнерского договора независимо от оснований прекращения, предусмотренных в Законе об адвокатуре, его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь. После прекращения партнерского договора адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. Находясь, образно говоря, в состоянии «свободного полета», т.е. вне одного из установленных Законом об адвокатуре АО, адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.
Юридические консультации создаются президиумами коллегий для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи в районах, городах и других населенных пунктах. Юридические консультации являются основным рабочим звеном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу.
Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует несколько юридических консультаций. Состав и местонахождение их определяются президиумом коллегии адвокатов с учетом интересов более полного и рационального обслуживания населения и с учетом его числа в том или ином районе. Если районы невелики, то может быть одна консультация на несколько районов. Численность юридических консультаций различна в зависимости от их расположения.
Во главе юридической консультации стоит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов из числа наиболее квалифицированных адвокатов, имеющих высшее юридическое образование и необходимый стаж практической работы.
Заведующий юридической консультацией осуществляет предоставленные ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом коллегии адвокатов. Заведующие юридическими консультациями, в которых работают не более четырех человек адвокатов, как правило, выполняют свои обязанности без оплаты. Заведующему юридической консультацией, в которой работают более четырех адвокатов, решением общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть установлен должностной оклад с учетом объема выполняемой работы и численности адвокатов в размере, не превышающем минимального должностного оклада народного судьи данного района.
Таким образом, в состав адвокатуры входят адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Можно сказать, что адвокатура – это совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще всего в коллегии адвокатов. Все АО - некоммерческие организации. Закон предоставляет каждому адвокату полную свободу выбора формы АО и места осуществления адвокатской деятельности: от частнопрактикующего - адвоката, создавшего свой адвокатский кабинет, до коллективно-партнерских отношений адвокатов, образовавших коллегию, бюро, юридическую консультацию.
Адвокатура служит важным инструментом укрепления связи между обществом и государством. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры.
Законодательно регулируя деятельность адвокатуры, государство реализует свои конституционные обязанности по обеспечению прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, прежде всего в условиях их уголовного или административного преследования.
Но адвокатура в силу специфики своей деятельности и главным образом в интересах граждан должна быть максимально защищена от влияния государства, его правоохранительных структур. Баланс этих двух существенных положений не был соблюден в достаточной мере. Например, квалификационная комиссия адвокатской палаты, к компетенции которой относится прием в адвокатуру, а также рассмотрение жалоб на действия или бездействие адвокатов и как следствие — прекращение статуса адвокатов, почти наполовину состоит из представителей власти (орган юстиции, законодательный орган, суды). При этом адвокатура не имеет своих представителей, например, в тех же судебных квалификационных комиссиях. Полномочия адвоката могут быть прекращены как по рекомендации квалификационной комиссии, советом палаты, так и самим судом по заявлению органа юстиции.
Между тем особенности выполнения адвокатами своих функций таковы, что только сами адвокаты могут определить пригодность того или иного человека к данной профессии. Кроме того, возможность прекращения статуса адвоката судом объективно ставит адвоката в зависимость от судебной власти, что влечет негативные последствия, особенно в регионах, где суды при осуществлении правосудия до сих пор не вполне свободны от влияния местных властей и правоохранительных органов.
Все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию.
Так, местные Советы, их исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:
1. на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации, помещениями;
2. оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях, предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения;
3. осуществляют другие мероприятия направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления.
Адвокатура осуществляет сотрудничество с другими общественными объединениями юристов, другими общественными объединениями граждан в деле обеспечения законности и правопорядка, правового воспитания, изучения права применительной практики, подготовки взаимосогласованных положений по совершенствованию законодательства и другим направлениям.
Таким образом, цели адвокатуры и государства нельзя назвать противоположными - государство непосредственно заинтересовано в профессиональной деятельности адвокатов. Адвокатура выполняет значимые с точки зрения общества и государства функции.
Заключение
Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и она не могла найти должного законодательного регулирования. Считалось, что правосудие в нашем обществе обеспечивается лишь государственными учреждениями - судом, прокуратурой, милицией, исполнительной властью. Адвокатура, как общественная организация недооценивалась, считалась недостаточно серьезной силой для решения крупных государственных задач.
Ныне престиж адвокатуры и эффективность ее деятельности непосредственно связаны с положением человека в гражданском обществе и правовом государстве, с отношением общества к фундаментальным принципам демократии и законности.
Подкрепить растущий авторитет адвокатуры можно лишь путем повышения качества и эффективности оказываемой адвокатами помощи и полного обеспечения социального заказа на юридические услуги. Однако решить этот вопрос можно лишь в процессе создания адвокатуры качественно нового типа, основанной на историческом опыте, как самой российской адвокатуры, так и на достижениях правового регулирования в цивилизованных государствах.
Учреждение муниципальными органами муниципальных адвокатур, обеспечиваемых из средств бюджета местного самоуправления, могло бы отчасти решить проблему оказания бесплатной юридической помощи. Муниципальные адвокатуры могли бы стать хорошей школой для выпускников юридических вузов, готовых оттачивать профессионализм за умеренное вознаграждение. Реализации этой же цели могло бы способствовать введение общественных приемных при органах власти как формы самостоятельной практики студентов и стажеров, как правило, под общим руководством профессионального адвоката. Помещения для своей работы, техническое обеспечение деятельности, расходные материалы консультации могу получать от органов местного самоуправления.