Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
Введение
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ[1] каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Отношения, связанные с системой жилищного контроля, довольно четко закреплены законодательством РФ. Однако, при применении этих норм на практике очень часто возникают вопросы, в том числе и о подведомственности того или иного вопроса. Более того, многие вопросы не урегулированы нормативными правовыми актами, что еще больше затрудняет его расследование. В связи с этим при рассмотрении отдельных вопросов необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами органов министерств Российской Федерации. Сказанное не только еще раз показывает актуальность данной темы, но и позволяет понять, что в этом направлении есть много вопросов, которые необходимо исследовать и прояснить.
Более этого, осознание этой проблемы обладает никак не только лишь абстрактным, но и фактической ролью, что проявляется в применении этого обозначенного материала муниципальными и государственными надзорными органами в области «квартирного» законодательства.
Принимая во внимание вышесказанное, полагаю, что цель данного исследования можно сформулировать как «анализ нормативных и ненормативных источников жилищного права, относящихся к проведению мероприятий по контролю в сфере жилищного законодательства, изучение данного понятия в различных аспектах, исследования сущности контрольной деятельности государственных органов.
Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и задачи жилищного контроля;
- классифицировать органы, уполномоченные на проведение жилищного контроля;
- изучить особенности организации общественного жилищного контроля в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является изучение общественных отношений, возникающих в результате контрольно-надзорной деятельности государственных органов в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы о системе жилищного контроля, содержащиеся в российском законодательстве.
В структуру работы входит введение, основная часть, состоящая из трех параграфов, заключение и список использованной литературы.
1. Понятие, цели и задачи жилищного контроля
Жилищно-коммунальное хозяйство, на сегодняшний день, выступает одной из важнейших сфер жизни российского общества, которая вместе с тем представляется многоуровневой и наиболее сложной, а стало быть противоречивой. Проблемы рассматриваемой сферы жизни обусловлены как негативным опытом применения плановой экономики, так и пробелами в действующем законодательстве. Колоссальную роль в правовом регулировании и организации осуществления гражданами прав в области жилищно-коммунального хозяйства играют органы контроля и надзора. Здесь важно отметить, что как утверждает Михайлов В. К. обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан выступает именно позитивной обязанностью государства[2].
Понятие контроля в сфере жилищных правоотношений со стороны государства представляет собой функцию специально созданных инспекций или других уполномоченных органов, осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности[3].
Согласно статье 20 Жилищного кодекса РФ[4] (далее – ЖК РФ), в Российской Федерации нормативно закреплена трехуровневая система контроля в сфере жилищных правоотношений, включающая в себя государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль.
Согласно статье 20 ЖК РФ под государственным жилищным контролем понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности. Эта же норма определяет муниципальный жилищный надзор как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.
Таким образом, контроль в сфере осуществления прав граждан на жилище реализуется на региональном и муниципальном уровнях. При этом последний имеет особенно социальный «окрас», предопределенный рамками полномочий органов местного самоуправления[5]. Подробнее правила осуществления государственного жилищного контроля и муниципального жилищного надзора, также предмет и методы рассматриваемой деятельности регламентирует Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» вместе с Положением о государственном жилищном надзоре[6].
Жилищный кодекс Российской Федерации и Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля, определяют основные принципы работы отделов и отделов надзора и контроля. Среди них особо место занимает определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих ведомств и организаций заключаются в выявлении нарушений требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищном секторе, которые являются обязательными. Важно учитывать положение о вопросах подлежащих проверки, которое включает в себя: законность и соответствие регламентных правилам организации по управлению жизнедеятельностью многоквартирных домов; принятие решений о создании ТСЖ; выявление нарушений в деятельности лиц, выполняющих обязанности управляющих в многоквартирных домах. Вся процедура осуществления муниципального жилищного контроля основана на проверках, выявляющих и требующих устранения нарушений путем составления актов, а также привлечения виновных к административной ответственности. Положение о государственном жилищном надзоре и Жилищным кодексом предусмотрено наличие такого понятия, как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация общественного контроля за законностью и законностью деятельности, осуществляемой уполномоченными лицами и организациями в рамках системы государственных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Необходимо учитывать, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, получившие лицензию, и исполняющие свои обязанности управляющих в многоквартирных домах[7].
Однако правоприменители все же ежедневно стакиваются с целым рядом проблем при осуществлении своих функций[8]. Например, положительное влияние оказывает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти и государственными органами области, управляющими организациями по обслуживанию многоквартирных домов по принятию мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, но при этом частичный анализ нормативно-правовых актов подтверждает некоторые совпадения в предмете осуществляемого контроля и надзора регионального и муниципальных органов. Также, повышение уровня квалификации специалистов, которые уполномочены на осуществление жилищного контроля и надзора, безусловно положительно сказывается на эффективности и результативности их работы, однако необходимо учитывать объем поступающих обращений граждан и внеплановых проверок.
Таким образом, государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, которые осуществляются региональными исполнительными органами власти органами власти местного самоуправления, являются важнейшими регуляторами жилищных правоотношений.
2. Органы, уполномоченные на проведение жилищного контроля
В настоящее время в жилищное законодательство Российской Федерации продолжают вноситься поправки и изменения, связанные с проводимой законодателем общей политикой реформирования в жилищной сфере. В 2013 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре». Указанный нормативный акт значительно расширил полномочия жилищных инспекций.
В жилищно-коммунальном хозяйстве действуют два основных контролирующих органа - Государственная жилищная инспекция и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с Приказом «О Государственной жилищной инспекции Российской Федерации» ее основной задачей является обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при оказании населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям контроля. федеральные стандарты качества, использования и безопасности жилого фонда независимо от соответствующей принадлежности.
Аналогичную функцию выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - контролирует соблюдение требований закона «О защите прав потребителей».[9].
Государственная жилищная инспекция выполняет ряд основных функций, а именно:
- анализирует отчеты, статистические данные, результаты выездных проверок и другие информационные материалы;
- разрабатывает предложения по улучшению функционирования и контроля жилищно-коммунальных услуг;
- осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных актов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда;
- разрабатывает нормативно-методическую документацию на деятельность государственной жилищной инспекции.[10].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 493, Государственная жилищная инспекция должна не только реагировать на ресурсы и жалобы жителей жилых домов, но и предотвращать их. Государственная жилищная инспекция правомочна проводить проверки, плановые и внеплановые. Объектами таких проверок могут быть не только управляющие компании, но и качество выполнения органами государства своих функций в этой сфере.
Кроме того, Прокуратура Российской Федерации относится к числу органов, уполномоченных на проведение мероприятий по жилищному контролю.
Согласно Приказу Генерального прокуратура РФ от 03.03.2017 № 140 «Οб организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере»[11], в целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, поручено осуществление надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства, непосредственно организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности[12].
Практика прокуратуры и проведенные исследования показывают, что эффективность прокурорского контроля за реализацией конституционных прав граждан на жилище в большей степени зависит от его правильной организации. Необходимость повышения эффективности и дальнейшего улучшения организации работы прокурора продиктована, с одной стороны, неудовлетворительным состоянием законности в сфере правоотношений в жилищных вопросах и, с одной стороны, с другой стороны, многогранными целями и задачами, направленными на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
Хорошая организация работы прокурора обеспечивает полное использование функциональных полномочий, возложенных на него законом, на постоянной основе и с максимальной эффективностью в выявлении, устранении и предупреждении правонарушений.
Основными задачами прокурорского контроля за исполнением жилищного законодательства с учетом вышеизложенного следует считать:
- своевременное выявление нормативных правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, иным федеральным и региональным законам, и своевременное принятие мер по их отмене;
- установление упреждающего целевого контроля за законностью деятельности органов жилищного контроля, наделенных функциональными полномочиями по осуществлению надзорно-контрольной деятельности;
- проведение плановых и внеплановых контрольных проверок исполнения жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением соответствующих специалистов, при необходимости;