Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
- при организации работы уделять особое внимание соблюдению требований, вытекающих из содержания национального проекта по доступности жилья, нормативным актам, принятым для его реализации;
- гарантировать полноту и своевременность выявления и предотвращения нарушений права граждан на жилище;
- в любом случае добиваться привлечения должностных лиц, непосредственно виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.
Важнейшую роль в осуществлении прокурорского надзора играет оперативное получение полной и достоверной информации о состоянии правопорядка на поднадзорной территории. Для этого необходимо наладить систему получения информации о состоянии законности и ее своевременного анализа.
В процессе организации работы в этой сфере прокуратура должна обеспечить эффективное взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественностью при осуществлении надзора в этой сфере.
Таким образом, предметом пристального внимания и анализа различных представителей юридической науки является Жилищный кодекс Российской Федерации. Осуществление контроля надзорными органами является важнейшей и нужной мерой.
3. Организация общественного жилищного контроля в Российской Федерации
Жилищный кодекс РФ не раскрывает все необходимые особенности механизмов реализации такой процедуры, как контроль за государственным жилищным фондом, поэтому мы переходим к иные федеральные законы, регулирующие эту сферу, а также к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации и актам муниципальных образований.
Основным актом, регулирующим вопросы общественного жилищного контроля, помимо Федерального закона «Об основах общественного контроля»[13], является Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления общественного жилищного контроля»[14] (далее по тексту – Постановление № 1491).
Оценивая оба эти нормативные правовые акты, к сожалению, стоит признать, что общественный жилищный контроль рассматривается больше как периодическое явление, а не постоянное. Именно так можно оценить фразы п. 2 Постановления № 1491 о том, что «субъект общественного жилищного контроля является организатором общественного жилищного контроля» или п. 4 Постановления № 1491, о том, что решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом соответствующего контроля.
Сама концепция государственного жилищного контроля определяет цель и направленность предмета контрольных мер: гарантировать права и законные интересы граждан, предусмотренные жилищным законодательством, и направлена на повышение прозрачности, открытости и эффективность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и иных государственных (муниципальных) и органов, осуществляющих деятельность в жилищной сфере (п. 2 Постановления № 1491).
Контроль над государственным жилищным фондом могут осуществлять специальные коллективные субъекты: Общественная палата Российской Федерации или субъект Российской Федерации; общественные палаты или советы, созданные при федеральных или государственных органах власти субъекта Российской Федерации или на муниципальном уровне; общественные объединения или иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов и других построек[15].
Есть также отдельные субъекты, контролирующие коммунальное жилье, то есть люди, которые должны быть общественными инспекторами и общественными экспертами.
Вопрос применения некомпетентного подхода при проведении проверок ЖКХ вызывает много вопросов. Так, например, в соответствии с Постановлением № 1491, общественный жилищный контроль полагается проводить в одной из форм или при сочетании нескольких форм (общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза или общественные/публичные слушания). Во всех формах обследования жилищно-коммунального хозяйства речь идет о конкретной теме - законах, законопроектах, решениях, проектах решений, документах и иных материалах, а также о действиях (бездействии) государственных (муниципальных) органов и организаций жилищного сектора.
Также стоит отметить, что каждая из форм проверки коммунальных квартир предусматривает принятие административных процедур, связанных с принятием решения о проверке, оформлением процессуальных документов, проведением на должном высоком уровне анализа документов органов и организаций, а также оценку их деятельности, что явно не может быть выполнено проверяющим органом. публичное использование модели некомпетентного формирования соответствующих сущностей.
Оценивая ситуацию с законодательной консолидацией и развитием государственного жилищного контроля, стоит обратить внимание, прежде всего, на модель, по которой строятся системы государственного жилищного контроля в регионах и муниципальных образованиях. В настоящее время в регионах Российской Федерации формируется несколько альтернативных моделей контроля за государственным жилищным фондом с упором на одну из форм контроля, предлагаемых федеральным законодательством, в то время как введение контроля за государственным жилищным фондом нельзя считать обобщенным.
Так, например, на территории Подмосковья действительно существует переплетение жилищного и муниципального контроля, что подтверждается нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области, принятыми на основании Закона Московской области от 11.10.2012 № 148/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля на территории Московской области»[16]. Рассматривая Решение Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 21.05.2015 № 72/10 «Об утверждении Положения об общественном жилищном инспекторе муниципального жилищного контроля на территории городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области»[17], нельзя не обратить внимание на то, что инспекторы социального жилья рассматриваются как механизм, способствующий проверке муниципального жилья в соответствующем муниципалитете. Задачи инспектора государственного жилищного строительства в данной ситуации заключаются в оказании помощи органу муниципальной жилищной инспекции в выявлении соответствующих нарушений в жилищном секторе, в оказании помощи гражданам в защите их прав и законных интересов в этой ситуации. площади и проводить разъяснительные работы среди населения по многоквартирным домам. Основная функциональность задач инспектора государственного жилищного фонда в рамках этой модели общественного контроля также сосредоточена на задачах жилищного контроля муниципального образования.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры на основании постановления Губернатора ХМАО-Югры от 25.12.2014 № 142 «О порядке образования общественных советов и Типовом положении об общественном совете при исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»[18] реализуется другая модель общественного жилищного контроля. Общественные советы создаются по осуществлению контроля за организациями жилищно-коммунального комплекса в виде добровольного общественного объединения, и его деятельность в первую очередь ориентирована на решение вопросов, направленных на защиту и обеспечение прав граждан в соответствующей сфере, например Постановление Администрации города Когалыма от 19.08.2015 № 2554 «О создании Общественного совета при Администрации города Когалыма по осуществлению контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств»[19]. Направления деятельности у такого Общественного совета весьма разнообразны (начиная с аналитического и просветительского направлений, заканчивая участием в разработке нормативных правовых актов и участием в приемке конкретных работ по конкретному дому). При этом Совет может быть весьма внушительных размеров (до 40 членов и более).
Оценивая некоторые из реализованных моделей обследования жилищно-коммунального хозяйства, следует отметить, что помощь гражданам, защита их прав и законных интересов не в подавляющем большинстве случаев в первую очередь. Контроль за муниципальным жилищным фондом является своего рода дополнением к государственному надзору и муниципальному контролю. Также стоит отметить, что сферы инспекционной деятельности в воеводствах несколько сужены по сравнению со списком, определенным Постановлением № 1491. Часто наблюдается консолидация жилищно-коммунального комплекса и управление жилыми домами как сфера инспектирования коммунальных квартир.
Только специально созданные образования, включая как коллективные, так и индивидуальные, могут быть субъектами управления муниципальным жильем во всех моделях. Но при наличии и федеральных, и региональных, и муниципальных нормативных правовых актов остается вопрос: как может инициировать проверку общественного жилищного контроля обычный гражданин в рамках защиты своих интересов, если он не является субъектом данного контроля? Получается, что обычный гражданин может инициировать проверку только обращением в государственный жилищный надзор или муниципальный жилищный контроль[20], хотя Федеральный закон «Об основах общественного контроля» говорит о таком понятии, как инициаторы и организаторы мероприятий, проводимых при осуществлении общественного жилищного контроля. Таким субъектом может быть любой гражданин, обратившийся в постоянно действующий орган жилищной инспекции. Кроме того, согласно Постановлению № 1491, граждане могут участвовать в мероприятиях по жилищному контролю, о которых они должны немедленно подать заявление в субъект государственного жилищного контроля, который определит, участвовать или нет.
Еще одним предварительным условием для осуществления контроля за государственным жилищным фондом является соблюдение условий конфликта интересов, при которых личная заинтересованность в вопросе контроля за государственным жилищным фондом не влияет на качество и результат мер контроля. Все меры по контролю за государственным жилищным фондом также должны быть полностью прозрачными - начиная с объявления о начале контроля, используемых типов контроля, вовлеченных людей и результатов контрольных мер. При всех упомянутых условиях на общественный жилищный контроль не распространяются условия Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ[21]. Постановление № 1491 также не содержит всех необходимых условий, поэтому все эти вопросы должны найти регулирование в актах об общественном жилищном контроле или разработанных для проведения процедур контроля регламентах и стандартах[22].
Таким образом, с учетом того, что общественный жилищный контроль является полноценным видом контроля с достаточно серьезными последствиями и передачей результатов контроля специализированным структурам для принятия официальных мер реагирования, необходимо создать систему нормативных актов статуса регламентов и стандартов для работы субъектов общественного жилищного контроля.
Заключение
Сегодня проблемы ЖКХ в России являются одними из важнейших, поскольку именно эта сфера является индикатором развития как отдельного региона, так и страны в целом. Кроме того, жилищно-коммунальное хозяйство и его стабильное функционирование также являются гарантами социальной защиты населения. Поэтому оказание качественных услуг в жилищном секторе очень важно. Жилищно-коммунальное хозяйство - это совершенно естественная монополия, которая при надлежащем регулировании со стороны государства может функционировать на самом высоком уровне.
Характеризуя полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере жилищных отношений, необходимо отметить ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором упоминается надзор за государственной недвижимостью, указывается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, касающихся условия жизни. Публикация ст. 20 ЖК РФ очень громоздкая. С одной стороны, подходит для сотрудников правоохранительных органов, но при этом большой объем информации рассеивает внимание и не дает возможности сконцентрировать и выделить основные направления дальнейшего развития ст. 20 ЖК РФ.
Помимо государственного жилищного надзора, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный контроль осуществляются в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации. В отличие от государственного жилищного надзора, муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный контроль состоят из проведения проверок соблюдения законодательства в жилищном секторе. Проверки проводятся периодически.
Рассматривая вопрос контроля над государственным строительным фондом, следует отметить, что в ст. 20 ТК РФ очень мало информации (только пункт 8), что противоречит содержанию других статей. Изобразительное искусство. 20 ЖК РФ - это прибор. Субъектами государственного жилищного контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Похоже, что информация содержится в п. 8 ст. 20 ТК РФ и носит справочный характер. Это неизбежно создает трудности, поскольку ссылка носит общий характер: на законодательство Российской Федерации.