Файл: Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Терроризм – особо опасная форма политической преступности. Как государственное преступление, терроризм, перешагнув границы государств, превратился в преступление международного характера. Он подрывает нормальные отношения между государствами, наносит ущерб самим основам мирного сосуществования, международному миру и безопасности народов. Это смесь радикальных проявлений политической ненависти, изощренной подлости и трусости, отрицание всего человеческого для удовлетворения амбиций (как правило, корыстных) любыми методами (политический шантаж, захваты заложников, взрывы). Он представляет собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН и угрожает международному миру и безопасности, основам дружественных отношений между государствами, препятствует международному сотрудничеству и ведет к уничтожению прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание.
Международный терроризм, в отличие от терроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями:
а) подготовка преступления ведется на территории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территории других государств;
б) совершив преступление на территории одного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другого государства;
в) террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой;
г) международный терроризм имеет мощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное вооружение, оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение.
Одним из актов, направленных против терроризма, стала Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973). К защищаемым в Конвенции лицам относятся главы государств, представители международных организаций, дипломатические агенты. Опасность террористических актов заключается в том, что они создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.
Международно-правовые нормы о борьбе с терроризмом содержатся в следующих основных документах: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) и Протокол к ней (1988); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999), Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) и другие акты.[4]
Террористические акты захлестнули мир на рубеже третьего тысячелетия. Антитеррористическая коалиция, созданная под эгидой ООН, заставила наиболее развитые страны мира вновь, как в период Второй мировой войны, стать союзниками для совместной борьбы с новыми угрозами террористов. Цель антитеррористической коалиции – совместными усилиями выработать меры тактического и стратегического характера по пресечению атак террористов. Тактические меры – это научиться точно и адресно наносить упреждающие удары по террористам и пресекать их замыслы. Стратегические – ликвидировать источники, от которых питаются и взращиваются акты террора. В арсенале контртеррористических сил должна быть не только возможность проведения бескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новая международно-правовая концепция стратегической безопасности. Глобальная безопасность должна строиться не на противопоставлении интересов «малых» и «больших» стран, а на законности международных отношений, реальном взаимоуважении и гармоническом сопряжении национальных интересов всех членов мирового сообщества.
Наряду с универсальными международными соглашениями имеются и некоторые региональные соглашения по борьбе с терроризмом. Так, в 1970 г. Организация американских государств приняла резолюцию, осуждающую терроризм, от которого страдают представители иностранных государств; в 1977 г. Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом. Обстоятельный обзор основных тенденций развития терроризма в мире, а также отдельных случаев использования террористами мощных взрывчатых средств содержится в ряде итоговых документов «Большой восьмерки», которые определили, что терроризму не может быть никаких оправданий и необходимо противостоять условиям, способствующим развитию терроризма.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенная Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (2001), определяет, что актом терроризма является:
а) преступление, признаваемое терроризмом в любом из вышеназванных международных договоров;
б) любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения;
в) деяние, преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон. В Шанхайской конвенции определены преступления, сопутствующие терроризму.[5]
Сепаратизм – деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему.
Экстремизм – деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них.
Криминогенная обстановка вынуждает государства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программного характера. Этому посвящены многочисленные соглашения в рамках СНГ. Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, проводимых в суверенных государствах, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усиления социальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризма и экономической преступности, главарей террористических групп с коррумпированными должностными лицами органов власти.
По существу на территории бывшего Союза ССР сохранилось так называемое единое криминогенное пространство. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993), а также другие соглашения служат правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел и сил национальной безопасности государств СНГ в борьбе с терроризмом и другими формами преступности.
Пиратство также является преступлением, носящим международный характер. Оно было широко распространено в древности и средневековье. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Определение пиратства содержится в Конвенции ООН по морскому праву (1982), согласно которой под пиратством понимается: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемые с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата); б)любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления указанных в п. «а» неправомерных действий; в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием актам пиратства (ст. 101). Конвенция обязывает все государства сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100).
Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящими на государственной службе и специально на то уполномоченными (ст. 107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и в случае сопротивления потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105). Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам.
Международная уголовная ответственность индивидов.
Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.
К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.
В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.
Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
а) преступление геноцида.
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступление агрессии.
Заключение
Международные преступления принято относить к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.
Уголовная ответственность физических лиц — составная часть международно-правовой ответственности государства, одна из форм его политической ответственности. Международно-правовая ответственность государства включает в себя международную уголовную ответственность физических лиц, виновных в совершении международных преступлений от имени государства. Само государство в целом не может быть субъектом международной уголовной ответственности.