Файл: Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
Введение
Впервые понятие международных преступлений было конкретизировано в Уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Объектом международного преступления, как видно из определения, могут быть всеобщий мир и международная безопасность, отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека. Международные преступления могут явиться результатом как действия, так и бездействия. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица.
Международное уголовное право - обобщающее юридическое понятие, которое представляет собой комплексную правовую категорию, объединяющую нормы нескольких отраслей международного публичного права и включающую некоторые элементы частного права. Эти элементы объединены общей направленностью, выражающейся в совместных мерах государств, предпринимаемых для борьбы с уголовной преступностью.
Международное уголовное право включает в свой предмет нормы как материального, так и процессуального уголовного права. Оно в равной степени противостоит преступлениям, которые посягают как на национальный, так и на международный правопорядок. Россия является участником многих международно-правовых актов универсального характера о борьбе с отдельными видами преступлений.
Понятие международной ответственности.
Ответственность – один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.
Всеобщее признание принципа государственного суверенитета не означает отсутствия взаимозависимости государств. Ни одно современное государство не существует в абсолютной изоляции от международного сообщества. Год от года развиваются и углубляются политические, экономические, культурные, торговые, военные и другие связи между различными государствами. Современный мир характеризуется сложнейшими переплетениями межгосударственных отношений. Неуклонный технический и социальный прогресс переводит на глобальную основу все большее количество видом деятельности человека.
Одним из общепризнанных принципов современного международного права, как известно, является принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем. В нем отражены две стороны: признание того, что каждое государство существует наряду с другими, а не изолированно, вне сферы международного общения, и признание того, что это сосуществование должно быть мирным, т. е. без умышленного причинения в какой бы то ни было форме вреда друг другу.
Мирное сосуществование государств подразумевает сотрудничество между ними, которое может носить как всеобщий, универсальный характер, так и ограниченный по составу участников – двустороннее сотрудничество, региональное и т. д. В то же время каждое государство остается самостоятельной политической единицей, осуществляющей свою деятельность независимо oт какого-либо внешнего вмешательства. Это находит отражение во всеобщем признании принципа государственного суверенитета, который означает право каждого государства на исключительное осуществление юрисдикции на своей территории, а также право государства на независимое осуществление любых действии при условии, что они не противоречат нормам и принципам международного права и международным обязательствам, взятым па себя этим государством.
Отсюда следует, что государство свободно в своих действиях только в пределах, допустимых рамками международного права и договорных обязательств. Всякие иные действия могут оказаться противоправными и вызвать протесты и противодействие со стороны других государств.
Принятие на себя определенных обязательств, т. е. согласие на определенное ограничение свободы действий, является как раз одним из проявлений государственного суверенитета и не находится в противоречии с этим важным принципом современного международного права.
«Ответственность государств – это коллективная ответственность политических организмов за противоправное поведение своих органов, должностных лиц и даже находящихся под их властью частных лиц-это есть политическая ответственность, ответственность, воплощающая в себе политические отношения государств, хотя ее последствием могут быть как международные санкции и политическое удовлетворение, так и возмещение материального ущерба». В другом месте он следующим образом формулирует принцип международно-правовой ответственности государства: «Государство обязано исправить ущерб, причиненный его международно-противоправным поведением, и к нему могут быть применены международные санкции за это поведение, лишь в своей совокупности оба эти положения могут составить определение международно-правовой ответственности государства».
Следует согласиться с тем, что международная ответственность государства представляет собой один из принципов международного права. Справедливо и то, что государство обязано возместить причиненный им ущерб, а потерпевшее государство может требовать возмещения ущерба и в соответствующих случаях применять против государства-делинквента санкции.
В то же время нельзя согласиться с тем, что международная ответственность государства всегда носит политический характер. Если ущерб возник не в результате преднамеренного действия, то нельзя обвинять государство в политически неправомерных действиях, поскольку причиненный вред не является результатом каких-либо акций, являющихся составной частью политики государства.[1]
Ущерб может быть причинен и при совершении неумышленных действий. Д.Б. Левин признает, что «имеются такие международные деликты, при которых государство несет международно-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины, на основании одного лишь объективного причинения ущерба»
Значение международной ответственности состоит в том, что она представляет собой принцип, лежащий в основе взаимного стремления государств избежать причинения вреда друг другу, даже если это не связано с нарушением норм права. Такое положение особенно важно именно для международных отношений, где, в отличие от внутригосударственных отношений, не существует специального аппарата принуждения, который бы обеспечивал неотвратимость наступления ответственности и возмещение ущерба потерпевшей стороне. Именно поэтому общий принцип ответственности должен со временем быть конкретизирован в нормах международного права.
Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства. Международные обязательства могут устанавливаться обычной нормой международного права, договором или общими принципами права. Субъекты могут принимать на себя международные обязательства в силу одностороннего акта.
Международно-противоправное деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии. Причем любой из этих элементов международно-противоправного деяния должен присваиваться государству, и любое из них представляет собой нарушение международно-правового обязательства, действующего для данного субъекта в данное время.
Следовательно, международно-правовая ответственность предусматривает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.[2]
Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.
Основные виды международных преступлений.
Расизм (расовая дискриминация) – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признании расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) закрепляет обязательство строго наказывать всякое распространение расистских идей, подстрекательство к расовой дискриминации, а также запретить всякие организации, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней (ст. 4), обязывает государства принять меры в целях ликвидации расовой дискриминации и обеспечения равноправия в области основных политических, гражданских, социально-экономических и культурных прав человека (ст. 5).
Апартеид (разделение, обособление) – это политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводимая в отношении этнических групп населения. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973), ст. 1 которой подчеркивает, что апартеид является преступлением против человечества. В ст. 2 перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовой группы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мер законодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Ст. 4 Конвенции обязывает государства: принять меры законодательного характера, необходимые для пресечения преступления апартеида; принять законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, виновных в совершении преступления апартеида.
За нарушение положений Конвенции государства несут ответственность, которая может выражаться в политических, экономических и иных санкциях, принимаемых по решению Совета Безопасности; Конвенция устанавливает уголовную ответственность лиц, членов организаций и учреждений, представителей государств, которые совершают преступления апартеида, участвуют в их совершении, поощряют к совершению таких преступлений. Согласно ст. 5 Конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступления апартеида, могут предаваться компетентному суду любого государства или Международному суду. В борьбе против апартеида ООН создала Специальный комитет. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения о введении санкций против режимов апартеида (в ЮАР), и они принесли свои плоды. В настоящее время ни одно из государств мира официально не исповедует государственную идеологию апартеида.
Геноцид – действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) указывается, что геноцид осуществляется в формах:
а) физического истребления групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
б) социально-экономического воздействия на общество для вымирания всего населения или отдельных его групп;
в) биологического воздействия для прекращения деторождения в среде таких групп;
г) уничтожения языковых культурных и духовных основ жизни народов и этнических групп.
Геноцид является умышленным международным преступлением, совершаемым группой лиц, которые осуществляют государственную власть или определяют ее действие. Такое преступление не может быть совершено по неосторожности. Вина при геноциде включает умысел. Объектом преступления является отдельная национальная, этническая, расовая или религиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физические лица. Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время. Виновные в совершении этого преступления подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции. Государства взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц, виновных в геноциде, не распространяется право убежища.[3]