Файл: Организация и проведение массовых гимнастических соревнований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 2089

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основным документом, регулирующим и раскрывающим программу и все условия проведения спортивного соревнования, является положение о соревнованиях. От того, как составлено положение о соревновании во многом зависит подготовка к соревнованию и успех проведения его.

Положение составляется на каждое соревнование по и следующей схеме:

  • ·Цели и задачи;
  • ·Время и место проведения;
  • ·Руководство проведения соревнования;
  • ·Состав участников и характер соревнования;
  • ·Программа;
  • ·Система зачета и условия определения победителей;
  • ·Награждение;
  • ·Заявка.

В каждом из разделов в сжатой, но точной форме раскрываются основные моменты, определяющие соревнования.

До начала соревнования подготавливаются протоколы, таблицы хода соревнования, итоговые таблицы. Вся документация достаточно хорошо разработана и необходимо, чтобы они были своевременно подготовлены.

В положении освещается медико-санитарное обеспечение и техника безопасности, порядок подачи протестов и их рассмотрения, условия приема участников, кто несет расходы по размещению и питанию и др.

При разработке положения охраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, может осуществляться страхование спортсменов.

Одним из решающих факторов, обеспечивающих рост спортивных достижений, следует считать совершенствование форм организации тренировочного процесса. При современных требованиях к спортсменам высших разрядов им приходится часто проводить двухразовые, а иногда и трехразовые тренировки в день. В условиях города, где спортсмены нередко живут очень далеко от мест спортивных занятий, проведение таких тренировок при строгом соблюдении режима сопряжено с большими трудностями. Эффективность тренировок в условиях специально организуемых учебно-тренировочных сборов неизмеримо больше.

Учебно-тренировочные сборы, как правило, предусматриваются годичными календарными планами. Проведение сбора должно быть разрешено вышестоящей организацией. С ней должны быть согласованы не только вопросы финансирования, но и место, и сроки проведения сбора. Тренировочный процесс на сборах осуществляется по рабочим планам, составленным тренерами.

Спортивные организации и проведение соревнований.


С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего с целью проведения спортивных соревнований, составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце ХХ века в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения - специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.). Как правило, в подавляющем большинстве стран это не относится к спортивным клубам как низовому звену организованного спорта, которые сами проводят свои соревнования.

Почему произошла и происходит такая трансформация? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю спортивных организаций. И начать ее следует с международных спортивных организаций (МСО), и в первую очередь с международных спортивных федераций (МСФ).

Появление МСФ относится к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине ХХ века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д.


В те годы, когда создавались эти МСО, мало кто из спортивных руководителей задумывался о коммерческой стороне проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам.

С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как "товар", и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.

Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию и проведение соревнований.

Многие историки и социологи спорта связывают коммерциализацию спорта на национальном уровне с его коммерциализацией на международном уровне. И хотя в большинстве стран это имело место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически коммерциализация спорта началась с продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере зарождения американского профессионального спорта. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.

Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И эта концепция, несомненно, влияла на организацию и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось и сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция канула в лету, а рассуждения о любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс.

"На протяжении столетия профессиональный и олимпийский спорт развивался самостоятельно, создавая каждый свою сложную систему соревнований ... Их сближение - один из важнейших факторов дальнейшего прогресса спорта", - отмечают авторы учебника "Олимпийский спорт" (1994) С.И. Гуськов и В.Н. Платонов [3], т.е. происходят процессы коммерциализации и профессионализации МСО и отдельных национальных спортивных организаций (НСО).


Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

Организационная структура МСФ и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.

Выбирая на своем Исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.

Таким же образом действуют и многие НСО или НСФ в подавляющем большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, т.к. в некоторых странах имеются государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.

Государственные спортивные организации на любом уровне и общественные спортивные организации среди своих отличительных особенностей имеют одну, тесно связанную с проведением соревнований. Если для последних организаций проведение соревнований многие годы, а для некоторых и сейчас, являлись и являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.


К сожалению, следует признать, что и в бывшем Советском Союзе, и в России государственные спортивные органы занимались и занимаются многими аспектами организации и проведения соревнований . Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор С.И. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт".

Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

Подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.

Таким образом, на рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, "товаром", начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики.