Файл: Обзор Pos-материалов и принципы их проектирования. ( Определение и функции Pos-материалов.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Тема 1. Определение и функции Pos-материалов.
Само по себе название "pos-материалы" пришло к нам из английского языка. В России этим термином обозначаются предметы, которые привлекают внимание клиентов магазинов и работают на увеличение продаж. Если же перевести дословно, то получится, что pos-материалы – это «место оплаты покупок» или касса. Это не шутка, на самом деле распространение кассовых аппаратов напрямую повлияло на применение pos-материалов.
В современном мире сложно представить себе компанию, которая бы не старалась заявить о себе при помощи рекламы. Реклама идет на радио, телевидении, на бегущих строках и самых разных рекламных конструкциях. Однако, именно POS-материалы имеют немного обособленное место.
Дело в том, что к таким материалам мы можем отнести все, что находится непосредственно в торговой точке. А самое главное предназначение такой рекламы - помочь клиенту.
Благодаря информации из плакатов, листовок или буклетов, человек должен выбрать для себя наиболее выгодный и подходящий вариант. Не зря при продвижении какой-либо торговой марки, предприниматели прибегают к использованию POS-материалов именно с ней. Этот прием проверен уже многими десятилетиями - люди всегда больше покупают то, что видят на рекламном постере. Отличным маркетинговым приемом станет также цифровая печать визиток.
P.O.S.- материалы идеально подходят для любых информационных и рекламных целей, таких как оформление мест продаж и интерьеров, выставок и презентаций, прилегающего уличного пространства. Они используются повсюду: в торговых центрах, на выставках и презентациях, в ресторанах, кафе, банках, офисах, на улицах и т.д.
Кассовые аппараты в истоке своего существования имели весьма внушительные габариты. А располагали их таким образом, что между кассиром и покупателем оставалось достаточно много места, которое можно было бы использовать с выгодой для дела, например для рекламы.
В те времена на него вешали разного рода объявления, а уже позже стали появляться специальные рекламные носители для прикрепления к кассе. На тот момент производство POS-материалов не существовало как таковое, оно заключалось в том, чтобы написать на листе бумаги объявление от руки.
Максимум что можно было использовать – это красивый почерк и фантазию автора.
Рекламные POS-материалы в современном виде появились значительно позже. И связано это было с открытием первых супермаркетов, а затем уже с активным их развитием.
Официально днем рождения POS-материалов принято считать 1965 год, а местом – Соединенные Штаты Америки. Именно там они стали впервые применяться. Их использовали не только для размещения на кассе, но и по всей торговой площади. Подтверждением этого факта может служить патент, выданный на изобретение шелфтокера (Шелфтокер – это яркая и красочная рекламная конструкция, которая крепится к полке с товаром и
объединяет его в одну группу. Шелфтокеры относят к группе рекламных POS-материалов) в начале 1965 года в США.
В России прообразом pos-материалов считают лубок. Самые первые упоминания о нем относят к 17 веку. Лубок изготовляли при помощи карандаша на деревяшке, а затем прорезали контуры ножом. Сам рисунок покрывали красками, сверху помещали лист бумаги и оставляли под прессом. Полученные таким образом листы называли простовиками.
Чтобы из черно-белого изображения получить цветное, простовики отправляли в специальную артель, где они приобретали красочный вид. На них и размещалась нужная информация, в том числе и рекламного характера.
Кроме того, тогда же активно применяли наружную рекламу. Продавцы с размахом оформляли витрину товаром. Тогда считалось, что чем больше будет товара на витрине, тем богаче она выглядит и тем лучше это для продаж. Вечерами витрины подсвечивали керосиновыми лампами. А к вопросу оформления подходили со всей тщательностью.
Один из необычных вариантов оформления применялся в аптеках. В витрины часто помещали стеклянные шары, их заполняли жидкостями разного цвета и подсвечивали лампами.
Текстовые вывески для магазинов в те времена не имели особого распространения в силу того, что простой люд часто не был обучен грамоте и не мог прочитать вывеску. Поэтому на них рисовали товар. Материалами служили масляные краски, стекло, железо или дерево.
Конец этому был положен в 1749 году. Из-за того, что рисованные вывески часто выглядели нелепо, было принято решение их запретить.
В 19 веке производство POS-материалов вышло на иной, более качественный уровень. Именно тогда стали появляться первые штендеры и афишные тумбы. В 1920-х годах начали использовать световую рекламу. Она выглядела, как рекламный щит, освещавшийся ночью прожектором.
В 60-х–70-х годах при трех разных министерствах появляются организации, призванные заниматься рекламой: «Главкоопторгреклама»,
«Союзторгреклама», «Росторгреклама». Однако в те времена реклама не отличалась оригинальностью или новизной. Применялись вполне банальные ходы типа слогана «Летайте аэрофлотом».
С приходом рыночных отношений в нашу страну, рекламная деятельность изменилась кардинально. Появились новые возможности для того, чтобы изготовить и организовать производство POS-материалов на новом уровне.
Тема 2. Классификация современных POS-материалов.
1. Дисплеи
Дисплеи-панели – это «жесткие» плакаты, которые крепятся на стенах торгового зала, либо ставятся на прилавок. Дисплеи-панели также могут включать в себя реальные объекты.
Дисплеи-витрины (стенды) – напольные или прилавочные стенды, служащие для выкладки товара в местах продаж. Они служат прекрасной альтернативой реальным витринам в случае проведения краткосрочной рекламной кампании.
2. Диспенсеры, презентеры
Диспенсер – конструкция в виде стойки или панели, предназначенная для раздачи и хранения материалов рекламного или презентационного характера.
Презентер – конструкция уникального дизайна, предназначенная исключительно для презентации товара (представлены только муляжи).
3. Мобайлы
Мобайлы (денглеры, подвески) – подвесные конструкции, располагающиеся в потолочной части торгового зала. По конструкции мобайлы бывают:
плоские, составные и объемные.
3. Оформление полок
Система оформления полок включает в себя большое количество POSM.
Вобблер – это миниатюрное рекламное изображение, выполненное, как правило, из картона и закрепляемое в месте продаж на гибкой пластиковой ножке. Классический вариант шелфтокера – картонная, пластиковая, или металлическая панель, прикрепляемая к прилавкам, полкам для визуального выделения группы товаров.
Ниже размещен пример именно такого шелфтокера, разработанного в рамках рекламной кампании для стоматологии «Jazz».
Однако зачастую заказчику необходима совершенно оригинальная конструкция, которая не просто будет выделять товар среди конкурентов или ограничивать пространство на полке, но и активно привлекать внимание покупателей.
Именно такой, нестандартный вариант шелфтокера студия Muhina Design разработала для продукта «Шайтан Вода». За счет уникальной геометрической формы продукт визуально приподнимается над полкой и становится еще более заметным. Кроме того, данная конфигурация отражает игривый характер напитка.
4. Некхенгер
Некхенгер – это рекламно-информационная бирка, которая крепится на горлышко бутылки.
5. Лайтбоксы
Лайтбокс – пластиковый или металлический короб с внутренней подсветкой. Данный вид POSM может изготавливаться в напольном, настенном и подвесном вариантах.
6. Shop—In—Shop
Shop-In-Shop (бренд-зона) представляет собой часть площади магазина, которая оформлена в едином стиле и представляет собой стенд продукции одного бренда.
7. HoReCa
HoReCa – это POS материалы, которые размещаются в отелях, ресторанах, кафе. Это могут быть торговые диспенсеры, пепельницы, световые панно и другие подходящие варианты POSM.
Тема 3. Оформление мест продаж и витрин магазинов pos материалами
Оформление места продаж в магазине, в торговых центрах — задача, к которой нужно подойти нестандартно, если вы хотите привлечь внимание покупателей. Для повышения продаж на торговых точках и существуют POS-материалы.
POS-материалы — это возможность сделать витрину и другие места в вашем магазине яркими, притягивающими к себе. Они представляют собой конструкции из картона, пластика или металла с использованием яркой и интересной полиграфии. Это могут быть и ценники, и монетницы, и даже упаковочный материал.
От качества оформления точек продаж в первую очередь зависит впечатление, которое магазин производит на покупателя. Ведь часто клиентам важно не столько получить товар по низкой цене, сколько приобретать его в красивом, стильном месте. И если интерьер магазина понравится клиенту, он будет приходить туда снова и снова, а также будет рассказывать о нем друзьям.
Как придумать продающие pos-материалы?
Эффективность работы любой розничной точки продаж зависит во многом от оформления, в том числе, от ее оформления POS-материалами. Однако прежде, чем приклеить/прицепить/поставить — важно решить, что именно это будет и как его сделать.
Яркий буклет, призывающий слоган, интересная вывеска и информативные листовки — еще один способ воздействия на покупателя. Можно забыть о прибыли и положительном имидже, если пожалеть денежные средства на работу дизайнера, копирайтера, маркетолога. Если выкладку можно подсмотреть у конкурента, а витрину украсить как рекомендовано свыше, то POS-материалы всегда уникальны и всегда отличат от других. Они — часть внешнего вида и способ коммуникации с потребителями продукции.
Тема 4.
Принципы разработки pos-материалов для точек продаж
ПРАВИЛО No1. Использовать фирменный стиль.
Это поначалу кажется, что красивая девушка на фоне товара и правильный ракурс директора на фотографии решают все. Но обычному покупателю картинка покажется скучной, а дядьку-директора он вообще не знает. Именно потому важно забыть о вкусах и предпочтениях и прислушаться к мнению специалистов: только заранее разработанный фирменный стиль, айдентика бренда имеют право на существование. Именно поэтому вся POS-продукция должна быть выполнена в едином визуальном и вербальном стиле.
ПРАВИЛО No2. Постоянно обновлять и усовершенствовать.
Сделал единожды — и можно расслабиться? Отнюдь! Любая торговая точка, любой бизнес — существо живое. И если за ним не ухаживать, если его не причесывать, не одевать, не мыть и тем более не кормить — оно свернется калачиком и умрет от невнимания. Каждый POS-материал содержит в себе информацию о бизнесе (по аналогии с клеткой и ДНК). Эта информация может устаревать, становиться неактуальной. И эти изменения необязательно будут глобальными: по случаю полного или частичного ребрендинга или смены контактных данных. Шрифт, использованный в дизайне, может выйти из моды, слоган можно морально перерасти, факты и цифры в основном тексте поменяются, а товар на фото может вообще покинуть текущий ассортимент.
ПРАВИЛО No3. То, что подходит для сайта — не подходит для буклета.
Не стоит вешать все в одну кучу и мешать торты с колбасой. Часто многие хотят сэкономить на времени и деньгах, потому при разработке новых POS- материалов используют старые, уже разработанные. Так появляются буклеты с текстом, который написан для сайта, воблеры, откопированные с баннеров и штендеры, похожие на бигборды.
И эти многие зачастую даже не подозревают, что они не только вредят имиджу марок, мест продаж, не только не несут новой информации и занимают место нецеленаправленными POS-материалами, но и попросту игнорируют аудиторию. Каждый текст или иллюстрация для флаера, стикера или ценника должны быть созданы персонально для него, с учетом стилистики, с учетом правил, с учетом концепции, с учетом того или иного маркетингового инструмента, который воздействует на покупателя.