Файл: Переустройство и перепланировка жилого помещения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласование перепланировки несущей стены также проходит по вышеупомянутому алгоритму. Граждане, желающие провести реконструкцию с воздействием несущих стен, должны получить техническое заключение от автора проекта о состоянии строительных конструкций здания и о возможности или допустимости проведения работ. Узнать, кто является автором проекта, можно из технического паспорта БТИ.

В Москве за многие проекты домов отвечает МНИИТЭП-Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования. До сих пор можно отличить ЦНИИЭП от жилых и общественных зданий — Центрального научно-исследовательского Института экспериментального проектирования. Если дом старый и компании, разработавшей проект дома, уже нет, или автор дома неизвестен, нужно обратиться в специальную организацию — ГБУ «Экспертный центр».

Все эти вопросы должны обсуждаться при подготовке проекта реновации-общество, которое занимается проектной документацией, может взять на себя координацию изменений.

Кстати, прежде чем обращаться за разрешением на создание проема в несущей стене, следует узнать у соседей сверху и снизу, есть ли такие же проемы в ваших квартирах. В этом случае компетентный орган может отказать в согласии.

Реновация несущей стены имеет свои особенности, в зависимости от типа дома, в котором она проводится.

Монолитный дом. В таких домах перегородки обычно делаются из пеноблоков. Перегородки тоньше 20 см, скорее всего, не будут нести никакой дополнительной нагрузки. Однако толщина не является самым важным показателем, поскольку более толстые перегородки в монолитных домах также не могут быть несущими. В любом случае, необходимо изучить проект и убедиться, что это так. Обязательно связаться с разработчиком или управляющей компанией для реализации проекта.

Кирпичный дом. В кирпичных домах наружные стены, на которых лежат плиты перекрытия, являются несущими. Иногда опорой может служить «средняя» стена, разделяющая две квартиры, если она толще 30 см. Перегородки внутренних стен обычно не являются несущими, то есть на них нет нагрузки. Их толщина обычно не превышает 12 см.

Исключение составляют старые дома, где есть деревянные перекрытия,-так называемые «сталинки». В домах такого типа имеются незагруженные перегородки. Это означает, что стена может быть тонкой, но частично несет нагрузку. В таких стенах разрешается делать новые проемы только по согласованию с автором проекта дома. Можно сформулировать такое правило: если потолки в кирпичном доме выполнены в виде бетонных плит, то ни одна стена в квартире не будет поддерживаться, а если потолки выполнены из дерева, то нужно сомневаться в какой-либо перегородке и обращаться к автору проекта дома.


Важно не забывать и о таком моменте, как вентиляционная система во время ремонта: запрещается демонтировать вентиляционные шахты и уменьшать их размеры.

Блочный дом. Строится из бетонных блоков-они толще, чем панели, из которых построены «панельки». В блочных домах несущих стен мало, что позволяет значительно упростить процесс ремонта. Между тем, есть нюансы: так в домах из блоков несущие стены достаточно толстые — по этой причине будет сложнее устроить в них проем.

Панельный дом. Как и блочный, собирается из сборных, но более тонких конструкций-плит. В таких домах большое количество несущих панелей в квартире, обычно они могут быть основаны на толщине-она должна быть между 12 см безопаснее проверить эту информацию в проекте дома. Широко распространено мнение, что в квартирах «панелек» планировка является самой неудобной — владельцы часто прибегают к перепланировке помещений. Необходимо учитывать, что в таких домах большое количество несущих стен, так что договор может затянуться.

Требования законодательства

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

  • заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  • согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных в данном пункте документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление каких-либо других документов. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Случаи отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 ЖК РФ.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

  • непредставления необходимых документов (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ):
  • представления документов в ненадлежащий орган;
  • несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения. Также решение выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Завершение переустройства и (или) перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии (ст. 28 ЖК РФ). Произведенные изменения в жилом помещении, как следует из ст. 25 ЖК РФ, вносятся в технический паспорт жилого помещения.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 558-Φ3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 26 и 27 ЖК РФ внесены изменения, которые связаны с переходом к обслуживанию населения, в частности по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений, в электронной форме.

Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 29 ЖК РФ.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ (без согласования с органом местного самоуправления), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.


Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску этого органа принимает решение:

  • в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, то оно подлежит продаже с публичных торгов в установленном порядке.

Согласно разъяснению Верховного Суда РФ, в этих случаях собственник жилого помещения в праве проживать в нем и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов. Вместе с тем по заявлению гражданина орган местного самоуправления или суд может «узаконить» самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.


Предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия: самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан (ст. 7.21 и 7.22 КоАП РФ). В зависимости от правонарушения ответственность может наступить в виде предупреждения, а размер штрафа может составить от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. При этом переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если эти действия существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилых помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Главой 4 (ст. 24–28) ЖК РФ определены основания и условия переустройства и перепланировки жилых помещений на федеральном уровне, что следует из п. 10 ст. 12 ЖК РФ. В связи с этим должны быть признаны утратившими силу (пересмотрены) действующие акты, принятые субъектами РФ и муниципальными образованиями. Например, в г. Москве были приняты постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории г. Москвы" и от 15.11.2005 № 883-ПП "О реализации положений ЖК РФ и правовых актов города Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах". Эти акты, как и другие правовые акты, принимаемые на региональном и местном уровнях, не могут определять вопросы, отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности предусматривать дополнительный (иной) перечень документов, которые обязан представлять заявитель (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Заключение

В результате изучения законодательной базы было определено, что любая реконструкция, перепланировка или переустройство должны быть согласованы и узаконены. В законодательстве четко прописаны условия и порядок проведения, а также ответственность граждан в случае самовольных действий. Причина этого вовсе не намеренное препятствование государства гражданам или какая-либо выгода, а то, что подавляющее большинство людей, затеявших переустройство, перепланировку или реконструкцию не имеют соответствующих квалификации и знаний в строительной области и не в состоянии объективно оценить последствия своих манипуляций.

Проанализировав нормативно-правовую базу, можно отметить, что наблюдается положительная тенденция в сфере законного проведения переустройства, перепланировки, реконструкции. Законодательство четко и ясно регулирует порядок, условия, ответственность и другие тонкости. Также, обновление законодательной базы постепенно решает проблемы с самовольными действиями граждан.