Файл: Пантонные краски и необходимость их использования в полиграфическом производстве.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
Введение
Pantone — определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System. Назвав номера Pantone, можно быть спокойным за оттенок конечного продукта. И неважно, заказывать полиграфию.
Сегодня этот стандарт используется производителями красок, позволяя покупателям приобретать в разных местах или в разное время краски одинакового цвета.
Необходимость разработки такой системы была связана с особенностями полиграфического производства. Преимущества PMS делают гораздо шире и интереснее его сферу применения.
ГЛАВА 1. Пантонные краски
Цветовая модель Пантон, система PMS (Pantone Matching System) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в 1963 году. Использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками. Эталонные пронумерованные цвета напечатаны в специальном каталоге (см. рис. 1). Существует множество каталогов образцов цветов Pantone, каждый из которых рассчитан на определённые условия печати. Например, для печати на мелованной, немелованной бумаге, каталог для металлизированных красок (бронза, серебро). Таблица цветов постоянно пополняется. Каждый оттенок воспроизводится по определенной, специально созданной для него формуле.
Рис. 1. Пантонные краски
Пантоны – это краски определённых цветов, смешанные и приготовленные ещё до их попадания в печатную машину. Цвета пантонных красок получают не в процессе их наложения друг на друга в процессе печати, как в модели CMYK, а в специальном смесителе, по средству смешивания.
В производстве возникают случаи, когда возможностей базовой для полиграфии цветовой модели CMYK (см. рис. 2) оказывается недостаточно, то есть, нужны краски, которые не могут быть воспроизведены растрированием в CMYK. В таких случаях применяется палитра красок Pantone или «печать пантонами».
Рис. 2. Цветовая модель CMYK
Палитра Pantone – это международная система стандартизации цветов для полиграфии смесевыми и триадными красками. Физически смешивая краски базовых цветов системы «Pantone» в специальной смешивающей установке можно получить любой цветовой оттенок из каталога «Pantone».
В программах верстки такие цвета именуются «плашечными».
Под «печатью пантоном» в большинстве случаев имеется в виду печать одного цвета в чистом виде, одной краской, в отличие от печати CMYK, где для передачи конкретного цвета используется наложение красок на листе. При печати пантон наносится отдельным дополнительным проходом (или в отдельной секции в многосекционных печатных машинах).
Краски пантон обычно используют в тех случаях, когда необходимо идеальное прокрашивание ровных плашек на листе, точно воспроизвести фирменный цвет компании (см. рис. 3). Часто к печати CMYK добавляют один или несколько пантонов, лакировку.
Рис. 3. Печать пантонными красками
Если печатать каталог или меню для ресторана, и на каждой странице расположена оранжевая, голубая или черная плашка, которая должна быть одинаковой на каждой странице. Причем не важно, какого она (плашка) размера: на треть полосы или же небольшой квадратный сантиметр: цвет должен быть одинаков, без полутонов. В этом случае выбор очевиден: печать блока и обложки каталога идет по системе CMYK, а плашки печатаются красками Pantone. Сочетание обоих способов печати существенно расширяет возможности полиграфии. Существенная особенность и преимущество системы Pantone состоит в предоставлении возможности печатать металлизированными и флуоресцентными красителями, что позволяет сделать дизайн полиграфии более ярким и необычным. Высокая устойчивость эмульгированию обеспечивает четкую передачу полутонов и однородность красочных оттисков. Краски характеризуются высокой скоростью первоначального и окончательного закрепления за счет быстрого впитывания в поры бумаги и быстрого пленкообразования в результате окислительной полимеризации. При изготовлении составных красок необходимо учитывать следующее: краски для офсетной листовой печати серии Pantone имеют различную светопрочность, и светопрочность их смеси будет, как у компонента с наименьшим показателем по светопрочности. Изменение толщины красочного слоя может привести к значительным изменениям цвета. Печать более толстым слоем краски приводит к получению более темного оттенка краски на оттиске. При печати может произойти изменение цвета светлых красок из-за их загрязнения плохо смытыми темными красками. Нельзя судить о цвете печатной краски по ее виду в банке. Прозрачная краска в банке выглядит более темной, и ее действительный цвет можно определить путем получения контрольного оттиска на машине или вручную. Краска для офсетной листовой печати Pantone поставляется в виде готовых основных красок.
Особенности:
- высокие показатели глянца, сопротивления истирания;
- быстрое закрепление впитыванием и окислением;
- стабильный баланс «вода-краска»;
- слабая липкость.
Выбирая цвет при создании дизайна полиграфии, необходимо учитывать запечатываемый материал, освещение в помещении, угол обзора будущего оттиска. Также очень важно обратить внимание на постпечатную обработку. К примеру, матовая ламинация, как и покрытие водным лаком, существенно меняет цвет изображения. Перед печатью смесевыми красками валики печатной машины и красочный аппарат особенно тщательно промывают, чтобы не было искажения.
Триадные краски (см. рис. 4.) используемые в полиграфическом производстве, краски для типографской печати с использованием субтрактивной цветовой модели CMYK. Стандартный набор триадных красок состоит из четырех красок- голубого, пурпурного, желтого и черного.
Рис. 4. Буклет. Триадные краски
Плашечные краски (см. рис. 5) – это особая, заранее созданная смесь красок, которая применяется вместо или в дополнение к триадным цветам и требует использования отдельной печатной формы на печатном станке. Плашечные цвета следует использовать в том случае, когда задается немного цветов и достоверность цветопередачи имеет очень важное значение. Краски плашечных цветов могут точно воспроизводить цвета, не охватываемые цветовой гаммой триадных цветов.
Следует свести к минимуму количество используемых плашечных цветов. Каждый созданный плашечный цвет потребует добавления дополнительной печатной формы на печатном станке, что увеличивает расходы на печать. Если для печати документа может потребоваться больше четырех цветов, то, возможно, следует использовать триадные цвета.
Рис. 5. Визитка. Плашечные краски
Как раз в методике получения цвета и заключается главная разница печатью Pantone (см. рис. 6). Любой оттенок PMS предварительно замешивается по своей формуле, в то время как цвет CMYK по сути лишь имитация в результате сочетания пурпурного, желтого, голубого и черного. Смесевый метод гарантирует более точное совпадение оттенков на каждой странице.
Рис. 6. Пантонная печать
• В первую очередь — брендинг (см. рис. 7). Только смесевые краски добиваются точного попадания при печати фирменных цветов компании, которые часто являются сложными и составными.
• Металлизированные, пастельные и другие специальные оттенки попадают на бумагу только с помощью Pantone.
• Печать пантонами — это получение особенно ярких оттенков: когда нужен не просто красный, а огненно-красный или ярко-желтый.
Рис. 7. Брендинг
В связи с тем, что пантонный цвет получается не в процессе смешения нескольких красок печатной машины, а сам по себе является одной единственной краской, то его использование в некоторых случаях может привести к существенной экономии, особенно на больших тиражах. Элементарный пример: если необходимо напечатать папку, цвет которой – коричневый (один из самых сложных цветов, образуемый смешиванием красок), при печати CMYK’ом – это будет печать в 4 краски, а пантоном – одна. Пантонные цвета имеют высокую точность цветопередачи. Смесевые цвета в CMYK’е, могут в разных типографиях отличаться, в связи с разным оборудованием и разными его настройками. Использование пантонов обеспечит совпадение цветов от тиража к тиражу. Так, к примеру, коричневый в одной типографии будет отличаться от коричневого в другой, хотя процентное соотношение будет идентичным. Пантон же вне зависимости от типографии будет неизменен, потому как продаётся уже в готовом виде. Интенсивность и глубина пантонного цвета выше, чем смесевого, по этому использование пантонов более предпочтительно в больших однотонных заливках. Использование пантона позволяет сделать мелкий шрифт – цветным, избежав несовмещения при печати. Использование пантонов в полиграфии – обеспечивает высочайшее качество передачи цветов и точность их соответствия каталогу цветов Pantone.
ГЛАВА 2. Необходимость использования PANTONE в полиграфическом производстве
Если посмотреть под большим увеличением на отпечатанную в типографии цветную картинку, то можно увидеть, что каждая точка изображения состоит из четырех точек цветов палитры CMYK напечатанных с разной плотностью (толщиной слоя краски). В мозгу человека эти точки сливаются, что и создает ощущение конкретного цветового оттенка. По технологии последовательного нанесения четырех красок CMYK можно получить не любой цвет. Например, таким образом нельзя получить флуоресцентные цвета или цвета с металлическим блеском: золотистый, серебряный, бронзовый. Кроме того, заданное в палитре CMYK соотношение базовых красок может дать сильно отличающиеся цвета, в зависимости от свойств материла, на котором производится печать. Один и тот же CMYK-цвет, напечатанный на плотной глянцевой бумаге и на рыхлой мелованной, будет совершенно по-разному восприниматься даже людьми со средним цветовосприятием. Еще одна проблема заключается в том, что в каждой типографии используют свои краски, которые соответствуют стандарту CMYK, но все же могут отличаться по своим свойствам в пределах допустимых отклонений. Специалисты каждого полиграфического предприятия настраивают свое оборудование в соответствии с используемыми материалами и характеристиками печатных машин. Эти проблемы и постарались решить в компании Pantone Inc.
За основу цветовой шкалы в стандарте Pantone взято 14 базовых красок, которые смешиваются для получения нужного оттенка, и только потом – уже в виде готового цвета – наносятся на материал. Используя цветовые образцы Pantone (см. рис. 8), заказчик моет быть уверенным, что его поймут правильно и требовать соответствия итогового цвета, независимо от того, как настроено оборудование типографии и какие краски и материалы используются. Фактически, стандарт Pantone позволил переложить проблемы типографии с плеч клиента на плечи специалистов. В каждой типографии есть свои таблицы для перевода значений цветов Pantone в цвета CMYK с учетом используемых материалов, красок и особенностей оборудования.