Файл: Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества являлось постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса изменялись, отражая характер экономики (плановая, рыночная). Решение этой задачи достигалось путем улучшения качества сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствования технологического процесса производства и производственного контроля за качеством и безопасностью продукции. Немаловажная роль при этом отводилась правовым средствам обеспечения качества и безопасности продукции через установление порядка нормирования государственных требований к качеству и безопасности продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением государственных требований, введение эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию. Анализ законодательства бывшего СССР и Российской Федерации показывает, что государство на различных этапах развития экономики использовало различные формы государственного регулирования качества и безопасности, соответствующие системы организации государственного контроля, применяло различные меры гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Содержание и характер этих мер отражали определенный этап развития народного хозяйства страны и стоящие перед ним задачи. Вместе с тем можно выявить общие для всех периодов составляющие процесса государственного регулирования таких явлений, как качество и безопасность:

разработка и установление на государственном уровне обязательных для исполнения требований, гарантирующих качество и безопасность выпускаемой продукции;

государственный контроль (надзор) за соблюдением данных требований при производстве, хранении, транспортировке и реализации товаров;

применение мер ответственности в случае установления фактов несоблюдения обязательных требований.

1. Понятие качества товара.

Развитие правового регулирования качества товаров, эволюция законодательства, регулирующего принципы и порядок утверждения требований к качеству товаров, осуществление государственного контроля за его соблюдением показывают, что значение качества товаров в процессе государственного регулирования изменялось в зависимости от политических и социально-экономических условий внутри государства и за его пределами. Изменялась и роль, которую государство отводило этому явлению.


Прежде чем говорить о динамике процесса регулирования качества, необходимо охарактеризовать анализируемый критерий.

Качество - одна из сложнейших категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в своей деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, при оценке результатов выполнения различных производственных операций, а также когда хотят характеризовать соотношение свойств, выражающих суть предмета, или соотношение предметов между собой, или соотношение между явлениями, или соотношение между предметами и явлениями.

В научной литературе можно встретить различные определения понятия качества: философское, экономическое, юридическое и др.

В философском понимании качество продукции - это совокупность свойств изделия, характеризующая его существенную определенность, в силу которой оно является данным, а не иным изделием.

Международный стандарт ИСО 8402 определяет качество как "совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности".

В ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" дана следующая формулировка понятия качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

Юридическое понятие качества продукции не всегда совпадает с технико-экономическим. Если качество продукции в техническом отношении не может быть статичным в процессе развития производства, науки и техники, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям. Иными словами, правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном документе.

Соответствие или же несоответствие указанным требованиям является признаком доброкачественности или недоброкачественности продукции.

2. Эволюция закрепления показателей стандартов в правовых актах.

Анализ эволюции правового регулирования качества товаров позволяет выделить три основных этапа в этом процессе.


Первый этап характеризуется тем, что в нем понятие "безопасность" не выделяется в самостоятельную категорию, а является составляющей понятия "качество". Дело в том, что понятиям "качество" и "безопасность" не всегда придавалось равное значение при государственном регулировании и контроле (надзоре). На этом этапе регулирования в нормативно-технических документах акцент делался на обеспечение и повышение качества продукции, которое являлось комплексным понятием. Понятие "безопасность" при этом воспринималось как гарантируемая в обязательном порядке составляющая понятия "качество". Поэтому ни в период плановой экономики, ни в начале развития рыночной экономики - нигде в нормативно-правовых и нормативно-технических документах безопасность товаров вообще не упоминается и нормативно не регулируется. Государственные стандарты как нормативные документы содержали в качестве обязательных и потребительские требования к продукции, и требования безопасности; при этом все эти требования в совокупности характеризовали качество товара. Объяснить это можно тем, что одним из показателей развития экономики являлось повышение качества продукции, а безопасность производимой и импортируемой советским государством продукции презюмировалась (необходимость гарантий и регулирования безопасности потребительских товаров возникнет значительно позднее - с развитием предпринимательства, когда потребительский рынок заполнится недоброкачественной, а порой небезопасной для жизни и здоровья продукцией).

Этот - первый - этап можно ограничить временными рамками с 1923 г. по начало 90-х годов. Именно в 1923 г. возникает необходимость установить общие требования к экспортируемым товарам, в связи с чем были разработаны и утверждены стандарты Наркомвнешторга - обязательные документы, содержащие общие требования к качеству экспортируемых товаров.

Стандарт стал основным нормативно-техническим документом, определяющим полную техническую характеристику продукции: номенклатуру показателей ее качества, уровень каждого их них, методы и средства измерения, испытаний, правила маркировки, упаковки, приемки, транспортирования и хранения продукции.

Главная задача стандартизации в СССР сводилась к совершенствованию управления народным хозяйством, повышению технического уровня и качества продукции, к интенсификации общественного производства и повышению его эффективности, к ускорению научно-технического прогресса, рациональному и экономному расходованию сырья.


Будучи заинтересованным в производстве стандартной продукции, государство придало стандартам обязательный характер путем закрепления показателей стандартов в правовых актах. Тем самым стандарты были приравнены к юридическим нормам, соблюдение которых стало обязанностью соответствующих лиц.

3. Ответственность за недоброкачественную продукцию. Аттестация как государственная оценка качества.

Государство придавало огромное значение качеству производимой продукции как составной части работы по обеспечению материального уровня жизни народа и повышению эффективности производства, производительности труда, развитию национальной экономики. Этим объясняются меры юридической ответственности, которая была предусмотрена за производство некачественной продукции. А отличительной чертой того времени было применение уголовной ответственности за производство недоброкачественной продукции и несоблюдение стандартов (в СССР уголовная ответственность за данное правонарушение предшествовала административной).

Впервые уголовная ответственность "за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов" была установлена Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1929 г., согласно которому уголовная ответственность предусматривалась:

за массовый или систематический выпуск недоброкачественных изделий - лишение свободы на срок до пяти лет или принудительные работы на срок до одного года;

за несоблюдение обязательных стандартов - лишение свободы до двух лет или принудительные работы на срок до одного года (уголовная ответственность наступала за единичное нарушение требований обязательного стандарта на любой стадии существования продукции).

Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 8 декабря 1933 г. принят новый акт "Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции", которым во изменение Постановления 1929 г. наказание было усилено - лишение свободы на срок не менее пяти лет.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что стандарты представляли собой гарантированный законом минимум требований по качеству, т.е. стандарт закреплял минимальные (в смысле недопустимости их снижения) требования к качеству продукции. Следовательно, продукция, не отвечающая требованиям стандартов, признавалась недоброкачественной, т.е. браком.


Для дальнейшего усиления государственного руководства работами по повышению качества продукции ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением от 4 октября 1965 г. N 729 "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства" признали необходимым ввести государственную аттестацию продукции. Государственная аттестация качества продукции была одной из форм государственного управления качеством.

Аттестация - это государственная оценка качества продукции как основа стимулирования производства предприятиями высококачественной продукции.

В соответствии с установленным порядком аттестация проводилась в целях обеспечения выпуска продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшему мировому уровню, потребностям народного хозяйства и населения, увеличению выпуска продукции высшей категории качества (ВКК). Аттестация должна была служить основой как стимулирования производства новой высокоэффективной и высококачественной продукции, так и применения санкций в случае производства устаревшей продукции. Пищевые продукты, продукция медицинского назначения, парфюмерно-косметические товары, ядохимикаты, ювелирные изделия, издательская продукция и некоторые другие виды продукции аттестации не подлежали.

Административная ответственность в виде предупреждения или штрафа установлена за следующие нарушения:

выпуск или поставку (реализацию) предприятиями, организациями, учреждениями или объединениями продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, образцов (эталонов) по качеству, комплектности, упаковке;

выпуск в продажу в розничных торговых предприятиях (организациях) продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, образцов (эталонов) по качеству, комплектности, упаковке;

передача заказчику либо в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий по качеству продукции или требованиям стандартов на технологические процессы;

несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировании, хранении и использовании продукции, если это повлекло снижение качества, порчу или сверхнормативные потери.

Уголовный кодекс РСФСР (1960 г.) предусматривал уголовную ответственность за неоднократный или в крупных размерах выпуск из промышленного предприятия недоброкачественной или не соответствующей стандартам либо техническим условиям или некомплектной продукции (ст. 152). А кроме того, в отличие от предыдущих актов, устанавливал ответственность за неоднократный или в крупных размерах выпуск в продажу в торговых предприятиях заведомо недоброкачественных, нестандартных или некомплектных товаров (ст. 157). При этом к недоброкачественной относилась продукция, которая не могла быть использована по назначению или не выдержала установленных для нее гарантийных сроков эксплуатации либо хранения или гарантийных показателей и которая полностью или без существенной переработки не могла быть использована по назначению. К нестандартной относилась продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов или технических условий, - независимо от того, могла ли такая продукция быть использована по назначению. Таким образом, для данного периода характерно применение как административной, так и уголовной ответственности за нарушения качественных показателей продукции.